Летние визиты в село Уянди, куда я раньше прилетал на вертолете, были краткими: разгрузил-загрузил и снова в родной Депутатский. Но вот удача: я снова в Уянди, на этот раз зимой и с рабочим визитом, связанным с отчетом главы МР «Усть-Янский улус (район)» Валерия Сидорина. Времени немного, но я надеюсь полюбоваться селом.
Первое, на что обращаю внимание — запах дыма от печного отопления. Сразу вспоминается что-то родное, далекое и детское – как у бабушки с дедушкой в деревне зимой. У меня есть всего несколько минут на осмотр, но это драгоценные мгновения, которые позволяют мне окунуться в мир детства и посетить Уяндинскую сельскую школу.
Школа расположена на улице Суздалова, 15. Найти ее несложно: здание выглядит современно, а местные жители всегда готовы подсказать дорогу. Пройдя через утепленный тамбур, я вдыхаю живительное тепло. Запах дерева, про который забываешь, живя в бетонных домах, пробуждает воспоминания из далекого детства.
Школьный коридор не такой широкий, как в Депутатской школе, но вдоль него висят почетные грамоты учащихся за победы в конкурсах и мероприятиях. И это несмотря на то, что в школе учатся всего пять человек. Здесь же стенд с фотографиями преподавателей и стенд «Наши будни», рассказывающий о жизни учеников как в школе, так и за ее пределами. На одной из фотографий — общий снимок детей и учителей на природе с огромной надписью: «Уянди».
Нас встречает директор школы Альбина Колесова. Она с гордостью рассказывает о своих учениках: «В нашей школе учатся пять детей: два в четвертом классе и по одному в шестом, седьмом и восьмом. Дети учатся в класс-комплектах, что создает некоторые неудобства. Коллектив небольшой, но дети учатся с удовольствием. Школа — это не только территория знаний, но и место общения, где можно поговорить о сокровенном».
В школе есть небольшой музей, театральный кружок, детский ансамбль «Гарпанга», школьный спортивный клуб и кружки декоративного и прикладного искусства. Дети занимаются с увлечением, а участие в проектах и конкурсах привлекает и родителей. Обучение ведется на высоком уровне: четыре преподавателя работают лично, а русский язык (обучает Мария Николаева), английский язык (обучает Люция Олесова) и математика (обучает Ньургуйаана Климовская) преподаются дистанционно. Несмотря на виртуальное общение с педагогами, дети учатся с удовольствием, понимая, что образование — это старт во взрослую жизнь.
Мы заходим в класс, где двое учеников усердно что-то пишут в тетрадях. Идет дистанционный урок через учебную платформу «Сферум». Дети сосредоточены и не обращают на нас внимания. На парте лежит учебник русского языка за 7 класс.
На доске кабинета химии, который мы посетили следующим, остались формулы после прошедшего урока. Встречает нас в нем преподаватель химии и биологии Светлана Шабданова.
Спортзал школы, хотя и не предназначен для футбольных матчей, полностью оснащен для поддержания физической формы. Здесь командует учитель физкультуры Ольга Иванова.
В каждом классе чувствуется частичка истории — на стенах висят фотографии выдающихся педагогов с краткими историями их жизни, что вдохновляет детей на получение образования. Библиотека предлагает книги на любой вкус, а школа оснащена по всем современным стандартам.
Важный момент – внедрение электрического котла избавило школу от необходимости искать дрова и уголь.
В одном из классов расположен краеведческий музей, где можно ознакомиться с бытом родного села. В музее выставлены миниатюры одежды, жилищ, атрибутов быта и посуды, выполненных самими детьми.
Вообще, каждый класс Уяндинской школы можно сравнить с художественной выставкой, где представлены поделки и игрушки школьников, выполненные на достойном уровне. Среди них выделяется панно с изображениями 34 гербов районов республики, созданное Кимом Голиковым из пластилина. Учась в шестом классе, он потратил на эту работу три месяца.
«Ким очень талантливый мальчик, — рассказывает Альбина Михайловна. — В его работах прослеживаются темы родного дома, семьи и любви к родине и природе. В нашей школе мы с малых лет воспитываем в детях чувство любви к родине, и это, безусловно, одно из лучших проявлений этой идеи».
Еще одним ярким примером патриотизма служат фотографии односельчан, участников специальной военной операции, размещенные на доске почета. В одном из классов установлена парта героя СВО, что побуждает молодое поколение задуматься о смысле жизни и о том, что значит служить своей стране.
«Я считаю, что это очень хорошее дело — учить детей, не понукать или заставлять, а именно воспитывать. Словом, делом, а главное — живым примером, что мы в школе и делаем», — продолжает Альбина Михайловна.
В соседнем помещении находится детский сад, где воспитанников меньше, чем учеников в школе. Воспитатель Антонина Слепцова играет в домино с маленькой девочкой, которая сосредоточенно думает над своим ходом.
«Подобные игры развивают у детей логическое мышление и наблюдательность», — объясняет Антонина Николаевна.
Интересно, что рядом со школой расположено общежитие для учителей. Руководство района делает все возможное, чтобы молодые специалисты приезжали работать в села и поселки. И это приносит плоды: одна из жительниц села, Анастасия Колесова, вернулась в родную школу после окончания педагогического училища и теперь преподает информатику, продолжая обучение в институте.
После экскурсии по школе и детскому саду мы собираемся в спортивном зале за чашкой чая.
Альбина Колесова рассказывает о себе и делится впечатлениями: «Я приехала в этот район из Хангаласского улуса, а наша коллега Светлана Шабданова — из Сунтарского. Мы приехали 11 лет назад, когда отопление в школе было печным, в штате школы были кочегары, а жителям общежития приходилось ездить за дровами. Но мы нашли в этом романтику и остались. Нам нравится наша работа».
— Насколько трудно учить детей?
— У нас есть выражение: «Самая большая ответственность в жизни — это учить детей». Мы видим, как они взрослеют, познают взлеты и падения, радости и разочарования, набираются знаний и житейской мудрости. Мы учим их справляться с трудностями и стремиться к успеху. Родителям легче воспитывать детей, ведь они — это кирпичики в строительстве дома, а школа — это цемент, который связывает вместе всю конструкцию. Это может звучать пафосно, но так оно и есть.
Раньше говорили: «Что посеешь, то и пожнешь», а теперь: «Каждый человек — автор своей жизни». Я верю в то, что ответственность за все, что с тобой происходит, лежит только на тебе, независимо от того, согласен ты с происходящим или нет. Поэтому для нас важно грамотно воспитывать и учить детей — это наша лучшая ответственность.
* * *
Чем больше я общался с преподавателями этой маленькой сельской школы, тем больше возникало вопросов. Но вскоре в сельском клубе «Осикта» начался отчет главы МР «Усть-Янский улус (район)» Валерия Сидорина, и моя экскурсия в мир детства подошла к концу — вновь напомнила о себе взрослая жизнь.
В. Туманов