Развитие образования в отдаленном селе Юкагир: трудности и достижения за 20 лет

Развитие образования в отдаленном селе Юкагир: трудности и достижения за 20 лет

В канун Дня учителя, в рамках отмечаемого Года педагога и наставника, директор Юкагирской школы Светлана Пестерева делится историей развития образования в селе, где школьники вырастают настоящими детьми природы и в сложных северных условиях приобретают основные трудовые навыки.

Светлана Иннокентьевна — отличник образования Республики Саха (Якутия) с 40-летним педагогическим стажем, ветеран труда, работает директором Юкагирской школы более 20 лет, поэтому сама сталкивалась со множеством трудностей в северных реалиях отдаленного села и преодолевала их. Под ее руководством решались проблемы продолжения обучения детей на следующих ступенях образования и вопросы закрепления местных кадров.

В настоящее время в Юкагирской школе 90% учителей составляют уроженцы села, из которых почти половина – молодежь. Работают и опытные педагоги с солидным стажем, что не может не впечатлять.

— Прошло 20 лет с тех пор, как я приехала работать директором школы, детского сада в маленьком селе Юкагир, расположенном на побережье моря Лаптевых.

Развитие образования в отдаленном селе Юкагир: трудности и достижения за 20 лет

Хочу поделиться своим видением, которое сложилось за годы работы здесь. В 2003 году, когда я приехала работать, школа имела 6 классов, по окончании которых дети с родителями были вынуждены переезжать в другие наслеги. В связи с этим население Юкагира постоянно уменьшалось, а семьи при этом сталкивались с большими проблемами, связанными с переездом. Словами сложно передать те трудности, с которыми люди сталкивались, ведь выехать можно только на снегоходах, или раз в год на вертолете. И все это в суровых северных условиях, при постоянных ветрах-метелях.

Бывали непредвиденные случаи, о которых потом рассказывали родители, когда при дальней дороге ломалась техника, снегоход, и люди оставались под открытым небом, ночевали в выкопанном в снегу укрытии. Однажды и мне самой пришлось пешком пройти десятки километров при зимней стуже.

Исходя из этих проблем, первой целью было поставлено решение вопроса об открытии в школе 9-го класса. В 2013 году этого удалось добиться. Но в это же время в месте, где продолжали свое обучение наши дети – в Казачинской средней школе, закрылся интернат. Посоветовавшись с районным управлением образования, мы решили защитить и внедрить проект под названием «Гостевая семья». Добились того, чтобы семьям, в которой проживали наши школьники, оказывалась ежемесячная помощь.

Второй большой проблемой является прибытие-убытие учителей, вопрос предоставления жилья для них. Исходя из этого, я поставила цель добиться того, чтобы местная молодежь поступала учиться, окончив обучение, возвращалась на малую родину и работала здесь.

В последние два-три года мы этого добились, и теперь, после окончания средне-специального образования, в Юкагире плодотворно работают наши местные молодые кадры: учитель иностранного языка Айталина Устинова, учитель начальных классов Екатерина Реброва, воспитатель дошкольного учреждения Александра Филиппова, учитель физкультуры Геннадий Горохов. Еще одна наша ученица Ангелина Томская, получив музыкальное образование, успешно работает в Казачье преподавателем в музыкальной школе. В основном, это первые выпускники открывшегося в те годы 9-го класса нашей школы. В настоящее время в школе 90% учителей составляют местные кадры.

Развитие образования в отдаленном селе Юкагир: трудности и достижения за 20 лет

В маленькой школе, конечно же, мало классов, поэтому по таким предметам, как химия, биология, история, география, обществоведение, музыка, рисование, технология на школу выделяется мало часов. Например, уроков химии в неделю определено 5-7 часов, географии — 5 часов. Даже если будет открыта вакансия, какой же специалист приедет сюда работать на 5 часов? Для того, чтобы устранить это, добились того, что имеющиеся на месте кадры прошли переподготовку по этим предметам, получили дипломы.

Анализируя и изучая свою 20-летнюю работу, хочу отметить, что жители Юкагира — настоящие дети природы. Родители с малых лет берут везде с собой и учат своих детей основным трудовым навыкам — охотиться, рыбачить, заготавливать дрова, лед, готовить еду, шить. В итоге дети вырастают приспособленными к самостоятельной жизни и к работе. По этой линии в школе действует проект «Наша тундра». Воспитание детей трудом и раньше, и сейчас приносит свои хорошие плоды, это общеизвестно. Смеясь, рассказываю знакомым, что со своими учениками я могла бы отправиться и на «остров». И буду уверена, что если сломается транспорт, то они его отремонтируют, добудут дичь и накормят, а также сошьют одежду. И для родителя, и для педагога основной целью воспитания является обучение подготовленного к самостоятельной жизни человека.

С 2003 года по моим наблюдениям и по результатам воспитательной работы в Юкагирской основной школе нет ребенка, который бы состоял на внутришкольном учете, на районном учете КДН, ПДН. Также и наши семьи не состоят нигде. В наслеге нет правонарушений, нет и виновных в нарушении закона. Не будет преувеличением, если скажу, что наслегов, школ с такой благоприятной средой и во всей стране мало. Вспоминаю, как три года назад после проверки деятельности учебно-воспитательного процесса, в разговоре руководитель гособрнадзора сказал, что была бы в Юкагирской школе интернет-связь, хорошо было бы создать экспериментальную площадку. Учителя, в основном, местные кадры. Коллектив состоит из преданных работе, талантливых, творческих молодых учителей. 40 % из них молодые учителя в возрасте до 25 лет, 30% -в возрасте до 35 лет, 30 % — учителя-наставники с 27-, 26-, 40-летним педагогическим стажем.

В этом году большим нашим достижением стало участие в республиканской педагогической ярмарке, где учителя защитили свои проекты. Так, по линии вышеназванного школьного проекта «Наша тундра» Куннэй Слепцова рассказала о ставшей традиционным праздником «Встрече солнца на севере». Также по данному же проекту Айталина Устинова со своей ученицей Анитой Томской вызвали большой интерес у людей работой «Холодец из гусиной ножки», получили сертификат для распространения опыта своей работы. Гульнара Горохова выпустила небольшую книгу-сборник с собственными рассказами, стихами для детей дошкольного возраста, за что тоже была удостоена сертификата.

Развитие образования в отдаленном селе Юкагир: трудности и достижения за 20 лет

Учитель химии, биологии Екатерина Брагина, отличник образования и науки Республики Саха (Якутия), по результатам своей научно-исследовательской работы с биохимическим анализом об использовании морской грязи в качестве препаратов, косметики получила Грант республиканской педагогической ярмарки. Я, Светлана Иннокентьевна Пестерева, отличник образования Республики Саха (Якутия), директор школы, защитила научно-поисковую работу ученицы Жанны Петровой под названием «Финский корабль, далее переименованный Петродворец, причаливший на мысе Ванькина губа», за что тоже получила Грант ярмарки.

Если говорить о жизнедеятельности, о быте, то необходимо отметить, что в Юкагире из-за отсутствия централизованной котельной в каждом доме печное отопление. В месте, где не растут ни деревья, ни тальник, заготовка дров — основная проблема. Приходится собирать дрова, выброшенные морем на берег, которыми потом и топим печь. Природа непредсказуема, вода может прибыть, а может и нет. Поэтому дрова здесь ценятся на вес золота. Из-за этого в зимнее время местные жители на зимовку вынуждены ехать в близлежащие наслеги. В итоге в течение года происходит перемещение школьников в районе.

Сегодняшней нашей главной задачей является строительство школы-сада. Проект готов, идет дальнейшая работа. Трудностей много — из-за отдаленности наслега транспортировка, перевозка выходит дорогостоящей. Те же самые сложности сопровождают и строительство в наслеге централизованной котельной.

Тем не менее по данному вопросу бывший глава района Георгий Федоров, глава наслега Егор Томский, руководитель районного управления образования Акулина Дьячковская совместно вели конструктивную работу. Сейчас надеемся, что новый глава района Валерий Сидорин продолжит эту работу.

Школа — это развитие наслега, его лицо. Если не будет школы — будет угроза закрытия наслега. 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, с чем поздравляю всех учителей, школьников, родителей.

В нашей современной жизни пришло время, когда внедряются разные проекты, проводятся работы, которые могут не только обеспечить качественное развитие, но и нанести урон, навредить природе, озерам-рекам, вызвать экологическую катастрофу. И развитие, и упадок стоят наравне. И мы не должны закрывать глаза на возможные риски.

Наслег, в котором есть добрые, светлые люди, свежий и чистый воздух, непередаваемая словами прекрасная природа; богатая дарами природы бескрайняя тундра, по которой бегают олени; где на озерах и водоемах заводят свои потомства полчища гусей и уток; место, где мы живем в мире и согласии — давайте же беречь и любить наш Юкагир! Для развития нашего наслега будем действовать вместе — родитель, ребенок, педагог, общественность.

Хочу отметить патриотов нашего села, которые плодотворно работают над его благополучием: это бригадир оленеводческого стада Конон Томский; индивидуальный предприниматель, некоронованный король, который решает в селе все жизненные вопросы Федор Горохов; мастер дизельной станции Иван Горохов. А также наши ветераны труда, которыми мы очень гордимся, — Иван Николаевич Горохов и Семен Григорьевич Горохов.

Подготовила к печати Надежда Петрова

Читайте дальше