Усть-Янский школьный десант. Как летняя занятость школьников помогает районным учреждениям

Усть-Янский муниципальный районный архив принял на работу сразу трех подростков по программе летней занятости

С приходом лета и началом школьных каникул каждый из подростков самостоятельно принимает решение как ему распорядиться свалившимся на него свободным временем. Выбор вариантов конечно невелик, но все же он есть. Так, Депутатская средняя школа предлагает отдых на детской спортивной площадке, а совместный проект предприятий района с Центром занятости населения, предлагает помощь по трудоустройству подростков в летний период.

Вообще, привлечение школьников к труду в нашем районе существует уже много лет, правда тогда оно называлось просто – помощь наставникам, то есть старшему поколению. В былые времена подросткам выплачивали деньги за найденный на рудничных отвалах касситерит – оловосодержащую руду. Платили деньги за помощь взрослым во время сенокосной поры. Трудно сказать, насколько такая помощь повлияла на выполнение производственных планов, но в плане привлечения молодежи к труду этот замысел работал безупречно. Потом вся эта затея как-то поутихла.

Возродила традицию летнего трудоустройства молодежи в самом начале двухтысячных годов Анна Булатова – руководитель Центра занятости населения в те годы. Анна Васильевна разработала проект по привлечению подростков к труду в летний период, договаривалась с директорами и организовывала на предприятиях района первые школьные трудовые десанты.

Так Анна Васильевна проявила заботу о молодежи нашего района, и направила эту заботу на благополучие и заинтересованность подростков, тем самым привив первые навыки к трудовому воспитанию. В те годы работающих подростков называли просто — волонтерами, так как дети шли на работу добровольно. А «волонтер» в переводе с французского языка и означает «доброволец». Обычно поселковых волонтеров задействовали на выполнении различного рода работ, содействию при организации различных мероприятий, а также поддержке определенной категории населения. Вообще, считается, что главной особенностью волонтерства является трудовое воспитание и приобретение опыта и знаний в определенной области, для самореализации в будущем. Для многих подростков эти трудовые уроки стали первой ступенью в выборе будущей профессии, и в настоящее время все большее количество организаций района принимают к себе на работу подростков как полноправных сотрудников.

С приходом очередного летнего периода волонтерское движение развернулось с новой силой. Мотивация к труду у подростков различная: кто-то желает обновить свой старый смартфон, не обременяя покупкой своих родителей, а кто-то просто желает купить какую-то дорогостоящую игрушку – вариантов множество.

Родители к такому рвению своих детей относятся с пониманием и уважением. Ведь в мире человеческих радостей самая великая — это радость растить детей и приучать их к труду.

С вопросом о трудоустройстве подростков нашего района я и обратился к главному специалисту Усть-Янского Центра занятости населения — Снежане Романовне Егоровой.

— Работа с родителями и детьми по вопросу трудоустройства у нас началась еще с весны, мы проводили в школе классные собрания и рекомендовали родителям, чьи дети не выезжают за пределы поселка трудоустроить подростков. Мы со своей стороны гарантировали всестороннюю поддержку и помощь. Многие родители пошли навстречу нам, и своим детям.

Предприятия района предоставили самые различные вакантные должности, на любой вкус и трудовой опыт. А рабочие места для подростков распределились примерно в таком порядке: часть детей была трудоустроена на работу в различные сельскохозяйственные общины и сельхозартели типа «Таба-Яна» и «Удьуор» – сотрудники этих предприятий с детства приобщают своих детей к работе в оленеводческих стадах.

Некоторые бюджетные предприятия приняли к себе на работу подростков: так, Усть-Куйгинский поселковый архив принял одного школьника, а наш районный архив — трех подростков.

Некоторые индивидуальные предприниматели, торговые предприятия и организации п. Депутатский самостоятельно пригласили к себе на работу подростков, и те с удовольствием приняли предложения.

Сразу отмечу немаловажный факт, — в горячие цеха и на вредные производства мы подростков не отправляем, и детский рабочий день отличается от распорядка дня взрослого человека – подростки работают по четыре часа в день, – два часа до обеда и два часа после.

Родители положительно относятся к тому, что их дети работают – считают, что трудовое воспитание не только стимулирует и мотивирует, но и заставляет посмотреть изнутри на то, как родителям приходится зарабатывать на жизнь – для детей это хороший пример.

— Зарплата у подростков высокая?

— Со стороны Центра занятости мы выплачиваем около шести тысяч рублей, а сам работодатель выплачивает 50% от рабочего оклада на предприятии. В общей сложности выходит что-то около 30 тысяч рублей – для подростка впечатляющая сумма. Но главное для подростков не деньги, а то, что они могут уже на равных – по-взрослому конкурировать и разговаривать со своими родителями. Так дети зарабатывают себе авторитет среди своих родителей, а для детей это не пустой звук.

— Что требуется от родителей, чтобы их ребенка приняли на работу на предприятие?

— Необходимо в нашем сбербанке оформить банковскую кару для перечисления зарплаты, а на портале «Госуслуг» создать учетную запись для ребенка – все эти вопросы решаются в течение нескольких минут.

 — Как много подростков удалось трудоустроить на текущий момент?

— На сегодняшний день трудоустроено 13 человек, имеется еще около 22 вакансии по различным организациям, так что родителям есть смысл поторопиться с трудоустройством детей – лето в самом разгаре и время еще есть. Занятый на работе ребенок — это не только ребенок под пристальным наблюдением взрослых, но и правильный выбор родителей, которые хотят привить своему ребенку необходимый жизненный опыт.

***

А для полноты репортажа мне посчастливилось посетить одно из учреждений, на котором подростки получают необходимый жизненный опыт, а так же пообщаться с его руководителем.

Усть-Янский муниципальный районный архив принял на работу сразу трех подростков. В настоящее время в архиве на постоянной основе работают двое сотрудников: руководитель архива Самира Саденьева и архивариус Ирина Рагина. Двое работников в отпусках, поэтому помощь троих подростков-школьников оказалась своевременной.

— Они нам очень сильно помогают, — рассказывает руководитель архива. — Мальчишки переносят папки с документами, занимаются сортировкой бумаг, а девушка занимается набором текста, у нее довольно грамотно поставлена машинопись.

В настоящий момент у нас в архиве реальная потребность в дополнительных сотрудниках, поэтому помощь подростков неоценима, даже несмотря на то, что работают они по четыре часа в день.

Во время работы подростки подражают своим родителям, а подражая, они стараются быть ответственными, а быть ответственным — это и есть самая важная черта в любой работе. Родители могут гордиться детьми, такие дети уже с малых лет знают, что такое труд.

Помощь подростков в работе районного архива неоценима

К сожалению, подростки у нас будут работать не больше месяца ввиду отсутствия финансирования со стороны Департамента экономики и финансов. В настоящий момент мы работаем над тем, чтобы отыскать дополнительные средства, чтобы дети проработали у нас весь летний период, и я надеюсь, что результат наших поисков будет положительным.

— Как долго существует практика приема подростков на работу в районный архив?

— Мы постоянно принимали на работу подростков вплоть до 2018 года, затем был перерыв по независящим от нас причинам, но в этом году мы снова приняли на работу школьников. Надеюсь, практика трудоустройства подростков продолжится и в будущем, ведь это идет на пользу не только подросткам, но и нам – взрослым – дополнительная помощь никогда не бывает лишней.

— А Вы в детстве работали во время летних каникул?

— Конечно. Наша семья в те годы жила в городе Новосибирске, и во время летних каникул я работала в библиотеке: реставрировала книги, переплетала, наклеивала листки учета и возврата, штамповала. В общем, работа была интересной и творческой – и это был мой первый и незабываемый трудовой опыт. Наверное, с тех пор меня и привлекает работа с бумагами и документами.

— Немного отвлечемся и поговорим о Вашей настоящей работе, — об архиве. Как долго Вы работаете в архиве?

— Одиннадцать лет.

— И какой документ самый старый?

— Самый первый документ в архиве датирован 1933 годом.

— Задолго до того, как в наши края в первый раз ступила нога геолога?

— Точно. Правда, это совсем другая история, не имеющая отношения к трудоустройству подростков. Но если есть желание узнать больше о работе архива – приходите. Поверьте это очень интересная работа…

***

А самая ответственная работа у родителей – воспитание трудолюбия у детей , ведь они наша смена в будущем. И если любовь к родине у подростков формируется на уроках истории в школах, то любовь к работе воспитывается с молодых ногтей в родной семье. Когда совсем маленькие девочки уже помогают своим мамам с уборкой в квартирах, приготовлением еды на кухнях и в походах по магазинам, а мальчики помогают отцам в гаражах, мастерских и на приусадебных участках.

Разговор детей с родителями проходит намного легче, чем с учителями, так как у этих категорий людей слишком разные авторитеты и задачи. Ведь еще американский президент Авраам Линкольн так говорил о своем отце и о работе: «Отец не учил меня любить работу, он учил меня усердно работать».

В. ТУМАНОВ