Еще в 2010 году, будучи премьер-министром Российской Федерации, Владимир Путин отметил в своем выступлении, что в школах и в иных образовательных заведениях должен возродиться такой предмет как «Начальная военная подготовка». Делается это в связи с сокращением срока службы в армии по призыву.
И вот с текущего года, в рамках предмета «ОБЖ», вводится дополнительный курс лекций «Элементы начальной военной подготовки» – это конечно не полноценный предмет «НВП», а его полноправная замена – если можно так сказать.
— У меня оружия (учебного) в школе столько, — говорит директор Депутатской средней школы Петр Местников. – Что я легко могу вооружить отделение мотопехоты. Часть школьного арсенала приобреталась и завозилась еще в начале двухтысячных годов, а часть — в более раннее время. Единственное, чего у меня нет в арсенале – это гранатомета, — добавляет Петр Петрович с некоторым сожалением.
К сожалению, но некоторые темы военной подготовки учащихся, а вместе с тем и знаний уже потеряны, и сейчас нам придется восстанавливать и возрождать то, что безвозвратно утрачено. Хотя некоторые жители поселка еще помнят, как в самом начале 2000-х годов в стенах Депутатской школы преподавателем «ОБЖ» – Константином Федоровичем Кульковским проводились соревнования по стрельбе из пневматической винтовки.
Современная методика военной подготовки в школе — это цикл лекций, во время которого ученики 10-х и 11-х классов будут изучать основы воинского мастерства и воинской службы. Курс «Элементы начальной военной подготовки» будут преподаваться в рамках уроков Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Планируется, что занятия будут проходить два раза в неделю, вести занятия будут преимущественно учителя ОБЖ и физкультуры. В нашей школе эти предметы преподает Семён Чичигинаров.
Первым, кто в стране действительно оценил и поддержал идею о возвращении в российских школах предмета «ОБЖ с элементами военной подготовки», стал начальник Генерального штаба ВС России — Валерий Герасимов.
Так же и Президент России Владимир Путин рассказал о необходимости возродить в стране и такую структуру как ДОСААФ — «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
И если ДОСААФ подходит для более взрослых подростков, то для совсем юных создана «Юнармия». Подразделения «Юнармии» в нашей республике сформированы с сентября прошлого года. К этому событию республика готовилась долго: формировалась учебная база, разрабатывались методики и программы по патриотическому воспитанию подростков, находили педагогов и наставников.
Сегодня только в городе Якутске насчитывается около полутора тысяч юнармейцев, а всего в республике почти девять тысяч юных солдат.
«Юнармия» имеет свою форму одежды, оружие, командиров – это полноправное воинское подразделение, цель которого формирование у всех подростков любви к отечеству. В нашей Депутатской школе функционирует патриотический клуб «Ирбис» — своеобразная замена «Юнармии» на уровне района; у них так же своя форма одежды, оружие – могу сказать, что это также полноправное воинское подразделение.
Любая форма одежды всегда предполагала ответственность и дисциплину, и этот факт проверен временем. В былые времена всеми преподавателями предмета «НВП» были только офицеры; некоторые из них прошли Афганистан, кто-то служил в составе Группы советских войск в Германии, а кто-то работал «советником» во Вьетнаме, и всегда они приходили на свои уроки в военной форме. Таким офицерам всегда было что рассказать мальчишкам и девчонкам, и те всегда ходили за военруком следом. Ну, а когда военрук входил в учительскую, то мужчины-педагоги втягивали свои животики, а женщины начинали прихорашиваться.
Особенно престиж профессии «военрук» вырос после того, как преподаватель «НВП» средней школы поселка Иваничи Волынской области, старший лейтенант запаса Юрий Лелюкаев своим телом закрыл боевую гранату, и тем самым спас 26 своих учеников.
Все это в жизни может пригодиться
В Депутатской средней школе предмет «ОБЖ» ведет Семен Чичигинаров, работает он с 2005 г., он же преподает и предмет «Физкультура».
С Семеном Семеновичем мне удалось встретиться после уроков и, естественно, мой вопрос касался не сколь предмета «ОБЖ», а его отдельного направления: «Общевойсковая подготовка».
— Новый предмет сохранил свое название «ОБЖ», просто в него как отдельный цикл лекций добавлены уроки и лекции по «Защите Отечества», «Гражданской обороне», «Строевой подготовке», «Уставу воинской службы», «Истории вооруженных сил», а также цикл лекций по основам борьбы с терроризмом и экстремизмом.
В некоторых учебных заведениях планируют обучать школьников управлять беспилотными летательными аппаратами различных типов, развивать командообразующие навыки, в реальной армии это может здорово пригодиться.
Преподается предмет «ОБЖ» один час в неделю для класса, но есть вероятность, что добавят еще час. Подготовка наших ребят ведется в соответствии с установленной учебной программой. Все учебно-наглядные пособия, макеты оружия, боеприпасов и другая военная атрибутика, необходимая для проведения уроков, у нас есть в наличии.
После школьных каникул, примерно в середине ноября, мы планируем провести соревнования по стрельбе. А в начале следующего года рассчитываем провести состязания «Зарница» — подросткам придется решать поставленные военные задачи, заниматься сборкой и разборкой оружия.
Ну и, как правило, в конце каждого учебного года проходят «войсковые сборы», но учитывая сложности с погодными условиями в наших краях, мы такие сборы проводим в рамках нашей школы.
Ну а каждый год 23 февраля мы проводим строевой смотр, это традиция, которая сохраняется уже на протяжении многих лет.
— Как подготовить самих учителей к новому направлению в предмете «ОБЖ»?
-Нам самим интересно получать новые знания, и, конечно, хотелось бы выехать на учебу в город Якутск, чтобы профессиональные военные провели нашу подготовку или переподготовку, но, скорее всего, обучение будет проводиться дистанционно, но это у нас обычная практика.
-Насколько хорошо школьники подготовлены в плане воинской службы?
-В нашей школе работает военно-патриотический клуб «Ирбис» — в нем состоят 30 подростков, которые прекрасно подготовлены физически, морально и патриотически – это наша маленькая школьная армия, ну а остальные подростки равняются на них. Конечно, это не далекие девяностые, когда урок преподавали настоящие офицеры, но тем не менее наши школьники так же хорошо подготовлены. Об этом говорят результаты военно-патриотических игр «Снежный барс», в которых мы по мере возможности принимаем участие – часто погода вносит свои коррективы в расписание игр.
Дополнительно к этому каждую осень, в начале учебного года, мы совершали коллективный выход на природу, сооружали небольшой бивак, разжигали костры, варили похлебку, в настоящее время все усложнилось, для выхода на природу нужно пачку документов собрать и персонала, что не всегда удобно, да и долго.
-Какую тему вы преподаете на уроке «ОБЖ» в настоящее время?
-Сейчас у нас уроки по правилам дорожного движения, потом будут основы безопасности на воде. Предметы, далекие от военной подготовки, но в жизни все может пригодиться.
Равнение на отцов и дедов
По поводу продвижения в наших школах предмета «ОБЖ с элементами начальной военной подготовки» я обратился к руководителю отдела общего образования Усть-Янского районного управления образования Галине Никифоровой.
— У предмета «НВП» был более широкий спектр обучения, чем у «ОБЖ» — начиная от спорта, различных игр на свежем воздухе и заканчивая воспитанием патриотизма и стрельбой из «мелкашки». Сам урок «НВП» убрали из программы школьного обучения еще в 90-х годах, поэтому мне самой не довелось пострелять из винтовки. А увлечение походами у меня сохранилось, и я стараюсь его поддерживать, это дисциплинирует и позволяет держать себя в прекрасной физической форме.
В настоящее время основы военной службы в общеобразовательных учреждениях изучаются в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как специальный раздел. Введение раздела «Основы военной службы» в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо отдельного предмета «Начальная военная подготовка», преподававшегося в образовательных учреждениях до 1991 года, было и остается основным направлением в организации образовательного процесса по основам военной службы. Сейчас, на фоне проведения нашей страной специальной военной операции, все понимают важность такого урока в школе.
С 1 сентября 2023 года в некоторых школах введен курс начальной военной подготовки. Данный курс предназначен для обучающихся 10 и 11 классов во внеурочное время. За 2 года ребята должны будут отработать 140 часов, то есть по 70 часов в год. В двух школах нашего района (в районе восемь школ среднего общего образования и две основного общего образования — «девятилетних»): МБОУ «Казачинская СОШ» и МБОУ «Усть-Янская СОШ им.С.В.Горохова» – курс «НПВ» с этого учебного года преподается как отдельный предмет в рамках внеурочной деятельности.
Предмет «ОБЖ» является обязательным предметом для обучения на уровне основного и среднего общего образования и включен в учебный план всех общеобразовательных организаций. С 1 сентября 2024 года в школах вместо предмета ОБЖ появится предмет под названием «Основы безопасности и защита Родины».
-А кто преподает «НВП» в Казачьем и Усть-Яне?
-Преподают предмет учителя ОБЖ и физкультуры, преподавание ведется по специальным методическим пособиям, некоторую информацию можно получить из сети Интернет.
-Есть возможность ввести предмет «НВП» как обязательный во всех школах района, времена все-таки в стране непростые?
-Курс «НВП» является курсом внеурочной деятельности для 10-11 классов. А курсы внеурочной деятельности являются в основном выборными, то есть их выбирают обучающиеся и их родители.
Ввести курс «НВП» во всех школах в учебную программу всех школ района не получится, по той причине, что в районе количество старшеклассников с каждым годом уменьшается (в основном уходят мальчики после 9 класса) и в некоторых школах, особенно в малокомплектных, в старших классах остаются только девочки.
Да и внеурочные предметы, согласно все тех же санитарных норм, не должны составлять более 10 часов в неделю, и внеурочные предметы ребенок выбирает самостоятельно. К тому же с 2022 года в школьный курс уже введен еженедельный внеурочный предмет «Патриотическое воспитание» и «Разговоры о важном».
В некоторых наших сельских школах в планах внеурочной деятельности введен курс «Охота и охотничьи промыслы». Данный предмет направлен на воспитание и формирование ребёнка, знающего культуру и традиции своего народа, а также способствует личностному становлению подростков.
-Как в Казачьем и Усть-Янске относятся к такому предмету как «НВП»?
-Я думаю, что и родители, и школьники отнеслись к такому нововведению с пониманием. Тем более для большинства родителей предмет «НВП» является не таким уж и «нововведением», а очень даже знакомым предметом из их школьной жизни.
Отмечу еще один немаловажный факт: как правило, не только отцы влияют на воспитание своих детей, но и дедушки, особенно в таких регионах как наш.
Так вот, по устоявшейся традиции, наши мальчишки в селах часто с родителями, родственниками-мужчинами ходят на охоту, рыбалку. Именно отцы и деды преподают нашим подросткам первые навыки по работе в команде, сборке и разборке оружия, правилам маскировки, разжигания огня в любых погодных условиях, выслеживанию добычи, ориентированию на местности и т.д. В общем картина вырисовывается такая, что именно в родной семье наш северный подросток получает первые знания по начальной военной подготовке. Задача школы — чтобы этот источник знаний не иссяк, а продолжал развиваться.
А значит, предмет «НВП» или «ОБЖ с элементами начальной военной подготовки» (как его ни называй, смысл от этого не меняется) продолжает оставаться актуальным, так как он воспитывает лучшие человеческие качества. А ведь еще в далеких восьмидесятых урок «НВП» в школах называли уроком мужества и человечности. Поэтому введение предмета «Элементы начальной военной подготовки» в курс средней школы в качестве предмета обязательного для изучения, безусловно, заслуживает внимания.
В. Туманов