У Нины Максимовны Дзьобы в трудовой книжке записано всего три места работы: Дом культуры «Дарасун» в Забайкальском крае, Дом культуры «Водник» в поселке Нижнеянск и Дом культуры «Металлург» в п. Депутатский. Получается так, что вся ее жизнь связана не только с культурой, но и с Севером. А Север халтурщиков не любит, он, как и искусство, не каждому по плечу, ведь великий Константин Станиславский любил говаривать своим воспитанникам, когда те начинали халтурить: «Не верю!»
А начиналось все для совсем молодой Нины Максимовны в конце семидесятых годов…
— Я окончила Читинское культпросвет училище по классу «Хореография», затем поступила и окончила Дальневосточный институт культуры, по распределению попала на работу в Дом культуры на курорте «Дарасун», что в Забайкальском крае, и тут началась настоящая работа.
Когда проходишь обучение в учебном заведении, всегда настраиваешься на определенный лад, как в музыке, но когда начинается реальная работа, то уже понимаешь, что в настоящей жизни все происходит немного не так, как преподавали в институте. И тут на помощь приходит импровизация. Хорошо, что тема импровизации и экспромта — одна из почитаемых и в учебных заведениях культурного направления. Это сейчас сеть «интернет» придет на помощь, а раньше к нашим услугам были только книги, журналы и советы старших товарищей.
В общем, курорт «Дарасун» — это целый курортный поселок, только обслуживающего персонала — 1000 человек, пятиэтажные корпусы для персонала и для отдыхающих. Дарасун — одно из самых привлекательных и красивых мест в Забайкалье. Чистый горный воздух, минеральный источник, хвойные леса и небольшая река Дарасунка – все это позволяет сохранить и поправить здоровье, поэтому отбоя от желающих не было. Ну, а нам приходилось развлекать как отдыхающих, так и персонал курорта.
Работы было много, но она была интересная и увлекательная, да и честно говоря, я уже с самого начала знала, с чем придется столкнуться: конкурсы, экскурсии, различные постановки и спектакли – ведь отдыхающие не должны были у нас скучать. Мы водили отдыхающих на экскурсии в горы – Дарасун расположен в красивом месте, где множество туристических троп, а в горах всегда пикники, песни под гитару у костра и все такое.
Мы читали познавательные лекции отдыхающим, помимо этого в доме культуры работала библиотека, танцевальные кружки – в общем, это была целая жизнь, она захватывала…
Помимо основной работы, коллектив Дома культуры принимал участие в различных конкурсах, несколько раз даже ездили со своей культурной программой на Дальний Восток.
— Вопрос чисто коммерческий, трудно было поехать на курорт «Дарасун» обычному человеку?
— Покупаете профсоюзную путевку, едете и отдыхаете себе на радость целый 21 день. Цен на путевки уже не помню, но среди отдыхающих много было и обычных рабочих.
— Как из Забайкалья вы попали на Север? Как говорят у нас – далеко забрались…
— Наверное, это судьба. Вообще, как мне кажется, меня кто-то вел всю мою жизнь: все, что я делала, все, что сделала, решения, которые я принимала —всё это привело меня сюда, на Север. Наверное, я везучий и счастливый человек.
В общем, в один из дней подходит ко мне кто-то из отдыхающих и представляется Станиславом Машковым, директором Дома культуры «Водник» из поселка Нижнеянск, что в Якутии. Он рассказал, что долго за мной наблюдает, ему нравится мой стиль работы и пригласил поехать в Нижнеянск. А это от нас почти три тысячи километров, а я совсем молодая девчонка. Но Станислав рассказывал о крепких морозах, северном сиянии, о белых и полярных ночах и о северной взаимовыручке – заинтриговал меня, и я согласилась. Только возникла проблема, у нас в Доме культуры в ближайшие дни должны пройти новогодние утренники, такой вот был расклад…
В общем, у меня получилось как в том анекдоте: к артисту Дома культуры приходит столичный режиссер и приглашает сняться в многобюджетном фильме, да еще и с притязанием на «Оскар». А тот отвечает: «Не могу, у меня скоро елка, а я играю Деда Мороза».
Конечно, под Новый год меня никто не отпустил, пришлось провести несколько утренников, корпоративов и карнавалов. Но как только новогодняя шумиха закончилась, меня отпустили. Сказав «До свидания» родным и друзьям, я отправилась на Север….
До Якутска долетела без проблем, а вот в Якутске пришлось немного посидеть – Нижнеянск не принимал из-за погоды. Поселили нас в гостинице «Тайга», — таким было первое мое знакомство с Якутией.
Через пару дней прогулок по Якутску нас пригласили на посадку в самолет, и я отправилась в Нижнеянск. В те годы из Якутска до Нижнеянска был прямой рейс, без «захода» в Депутатский, как сейчас его помню, наш любимый рейс № 35.
Приехала я в Нижнеянск 10 января 1980 года. Вылетая из Якутска, я никого не поставила в известность о своем прилете, решила сделать директору сюрприз.
Самолет приземлился, я покинула территорию аэропорта, вышла на привокзальную площадь, в руках только чемодан с книгами по искусству и культуре и дамская сумочка. На улице холодно и темно, спрашиваю у людей: «А почему темно-то так?». На меня смотрят как-то очень странно и отвечают: «Так полярная ночь на дворе…»
-Ага, думаю, первая мечта исполнилась – увидела полярную ночь.
Иду дальше и снова спрашиваю: «А где у вас гостиница?»
Посмотрели еще страннее, но с поиском ночлега, конечно, помогли. Поселили меня в какой-то комнатушке; замков нет, двери открываются на раз, удобства в коридоре. Ну, думаю, этим нас не напугаешь – мы из Сибири – тот же Север, и нас голыми руками не возьмешь. Вообще я с детства была самостоятельной и активной девушкой, потому и выбрала искусство в качестве профессии.
Вечером приходит соседка по комнате, смотрит на меня и говорит:
– Девочка, а вы откуда такая красивая?
Ну, я рассказала ей в двух словах о Забайкальском крае, ну а утром меня уже встретил мой начальник Станислав Машков. А через пару дней я переехала в благоустроенное общежитие со всеми удобствами.
Население в Нижнеянске в те годы было около трех тысяч человек. В поселке работал Дом культуры «Водник», работы было много, а дипломированных специалистов мало, вот потому-то директор и пригласил меня на работу.
Вначале я была художественным руководителем: писала сценарии, проводила викторины, развлекательные мероприятия. А когда наш директор уехал жить «на материк», меня назначили директором Дома культуры.
— Расскажите немного о ДК «Водник».
— Дом культуры построили в конце пятидесятых годов. Это самый настоящий развлекательный комплекс, в нем был кинозал, в котором каждый вечер крутили кино, был балкон – на котором любила собираться молодежь, было несколько художественных секций, а главное – был свой духовой оркестр, состоящий сплошь из капитанов — речников.
Дом культуры — это не просто деревянное сооружение, в нем вы узнаете все поселковые новости до того, как их опубликуют в местной газете, там делятся новыми рецептами рыбных блюд, интересуются, как лечить собак – в общем, старый ДК все равно что современный «Watsаpp». Всегда было весело и интересно, скучать не приходилось, особенно когда крутили кино.
— Как ваша мама отреагировала, когда вы ей сказали, что едете работать на Крайний Север?
— Она сказала: «Ты уже не ребенок, поступай, как знаешь». А потом даже в гости ко мне приезжала. Ей очень понравился Север, она даже на корабле походила (речники не плавают, они ходят) по реке Яне – вот уж где для нее была романтика.
— Нина Максимовна, а вы Володю Хмелькова помните по Нижнеянску?
— И помню, и знаю хорошо, — отличный мужик. Наши сотрудники проводили в Доме культуры концерты, посвященные Дню Аэрофлота, а Владимир Иванович работал в аэропорту Нижнеянска. Правда, я уже потом узнала от друзей, что невысокий механик и есть знаменитый Володя Хмельков – вот уж у кого талант истории рассказывать – не переслушаешь. Володя потом в поселок Депутатский перевелся, работал так же в аэропорту. Всю жизнь отдал северной авиации – уникальный человек, поверьте, я знаю, о чем говорю.
— Самый запоминающийся момент за время работы в Доме культуры?
— Самый запоминающийся момент…Да вы, наверное, шутите. Это же Дом культуры, да здесь каждый день не похож на другие и всегда есть что вспомнить и над чем посмеяться. Вы индийские фильмы «Танцор диско» или «Король джунглей» видели?
— Да как сказать…
— Понятно. Во время просмотров зал заполнен до предела, люди стоят в проходах, сидят на коленях друг у друга, да если бы была возможность, то и на люстрах висели. В неделю индийского кино у нас выручка была «космическая». А сколько слез пролито во время этих киносеансов! Да если бы эти слезы в реку Яна, то она из берегов бы вышла, и уровень мирового океана поднялся бы на несколько метров. В общем, ничего запоминающегося рассказать не смогу, извините.
А еще Дом культуры — это мероприятия, посвященные Дню Аэрофлота, Дню работника речного флота или Дню рыбака. Мы проводили праздники, посвященные Дню поселка и организовывали свадьбы. Все эти массовые мероприятия ложились на нас – работников культуры, — у нас в поселке было очень весело.
Но один случай вспомнить, пожалуй, смогу. Правда, эта история не из нашего Дома культуры, но ее преподают в институтах культуры, правда, в различной интерпретации.
Самые напряженные дни в любом Доме культуры, это, конечно, празднование Дня рождения Владимира Ленина. Как правило, в этот день идет постановка спектакля «Новая жизнь». В зале находится вся верхушка райкома партии, да и еще какой-нибудь представитель из областного центра приезжал.
По сюжету спектакля старший брат Володи Ульянова — Александр — отправляется в Петербург готовить покушение на императора, ну и рядом, соответственно, стоит Володя, и между ними происходит такой разговор:
— Ты куда едешь? — спрашивает Володя брата Александра.
— В Ленинград, Володя, я еду в Ленинград…
— Куда? — переспрашивает удивленный Володя.
— В Ленинград, — невозмутимо отвечает Александр.
— Куда-куда? — снова спрашивает Володя Ульянов.
Удивленный Александр смотрит на Володю с недоумением и не может понять, что происходит, а потом, спохватившись, говорит:
— Фу ты, черт! В Петербург, Володя, в Петербург я еду…просто задумался… о будущем.
Артист так мастерски отработал свой «косяк», что никто из высокопоставленных гостей и не заметил оговорки… Вот она — сила импровизации.
— Желания убежать не было?
— Убежать от такой работы, да вы шутите? В октябре 80-го года я уже вышла замуж за Василия Богдановича.
— А как вы познакомились?
— Василий работал в речпорту докером, приехал в Нижнеянск в 1978 году. В первый раз мы увиделись в столовой, за обедом, но знакомиться не стали, просто присматривались друг к другу. А потом я узнала, что он еще фильмы «крутит» в нашем ДК – была тогда у нас в те годы такая должность – киномеханик. Ну, на одном из сеансов мы и познакомились, а потом еще в одном спектакле вместе играли – интересно было. А через несколько месяцев мы поженились, у нас два прекрасных сына.
— Сыновья связали свою жизнь с культурой или искусством?
— Профессии себе сыновья выбрали совсем другие, но никто об этом не жалеет. Они состоялись как профессионалы, у них прекрасные семьи и работа, далекая от мира искусства. Хотя оба сына прекрасно играют на гитарах, поют и даже танцуют.
— Как попали на работу в Депутатский ДК «Металлург»?
— В начале девяностых годов в стране начался кризис, не обошел он и наш любимый Нижнеянск, — Север особенно сильно чувствовал перемены. Но наш родной «Водник» продолжал работать: мы давали концерты, проводили утренники и праздничные мероприятия, но люди из поселка стали постепенно выезжать – кто в Усть-Куйгу, а кто в п. Депутатский.
Мне предложили переехать в п. Депутатский и возглавить местный Дом культуры «Металлург» – я согласилась, так в моей трудовой книжке появилось третье место работы — третий Дом культуры. Шел 1996 год, и наша культурная жизнь, как оказалось, просто череда разных событий…
Работа в ДК «Металлург» отличалась от работы в ДК «Водник», но разница эта была несущественной. К тому же я приезжала в поселок Депутатский несколько раз на различные творческие встречи и конкурсы, поэтому могу сказать, что поселок встретил меня с любовью. Но если в Нижнеянске проживали в основном речники, то Депутатский — это поселок шахтеров и металлургов, пришлось немного перестраивать всю информационно — развлекательную программу, ведь юмор у металлургов и шахтеров другой, отличный от юмора речников. Снова приходилось обкладываться книгами и учиться, все так, как было во времена учебы в институте.
Кстати, а знаете, какие поздравления у металлургов? Они огненные и темпераментные, как и вся их работа… вот всплыло в памяти:
Пусть плавится беда,
как плавится металл,
Обходят стороной напасти!
Пусть будет с вами пламенный накал,
Добра, любви и счастья!
— Нина Максимовна, получается, вы только что поздравили наших металлургов с их профессиональным праздником (16 июля — День Металлурга). Уверен, они это оценят этот маленький экспромт и будут вам благодарны.
— Очень рада, что так вышло. Ну, со временем кризисы прошли, жизнь в поселке возвратилась в нормальное русло. Помимо концертов, развлекательных программ, викторин и свадеб, я руководила танцевальным ансамблем «Пульс». Мы участвовали в различных танцевальных конкурсах, выступали на концертах.
Мне довелось работать с прекрасными людьми. В былые годы работала в Доме культуры замечательный человек Зауре Жанабаева, спортивный тренер по аэробике и моя хорошая подруга. Она помогала людям поддерживать себя в хорошей физической форме, оказывала помощь по восстановлению после травм и операций. Несмотря на то, что Зауре выехала за пределы республики, мы постоянно созваниваемся и у нас есть что вспомнить и о чем поговорить. Интересные были годы, – веселые и жизнерадостные.
Когда наступил новый 21 век, все стало меняться на глазах — новый век диктует новый ритм жизни и пульс начинает биться в ускоренном темпе. Я с любовью и ностальгией вспоминаю былые годы: бывало, детей накормишь, спать уложишь, и на кухню работать — писать сценарий к очередному мероприятию – романтика. Крутиться приходилось как белка в колесе.
А сейчас — новые праздники и мероприятия, новые сценарии и истории, и публика новая — непохожая на ту, которая была в далеких восьмидесятых, а значит, нужно и нам, работникам культуры, идти в ногу со временем. Раньше нам на помощь «приходил» журнал «Культура и Искусство», а сейчас — заглянул в сеть «интернет», а там есть ответ на любой вопрос «Как весело провести свадьбу», «Как отметить юбилей», и тому подобное. Не то, чтобы это плохо – просто романтика теряется, а значит, ее нужно выискивать в любой самой заурядной сцене…
Вскоре для своей любимой танцевальной группы «Пульс» я нашла другого руководителя, а сама организовала ансамбль танца «Киэргэ» (“Украшение”). Группа состоит из молодых женщин, для каждого танца они сами разрабатывают костюмы и украшения. У ансамбля в программе выступлений не только народная тематика, но и современная и даже армейская. В этом году нашему ансамблю исполнилось 10 лет.
— Как коллектив отреагировал на ваше желание уехать?
— Не отпускает, просит, чтобы еще немного поработала. Но я знаю, когда нужно остановиться. Знаете, есть притча об одном мудреце, который всю свою жизнь искал мудрости. Ради этого он прошел много километров, посетил немало стран, общался с людьми, пока не нашел сундук мудрости, открыл, а там записка: «Достаточно».
Вот и я чувствую, что для меня настало время. Конечно, буду скучать, конечно, Север будет сниться по ночам, но я говорю себе – все, достаточно. Сейчас я даже стараюсь не проводить мероприятий, чтобы не привязаться еще больше к Дому культуры и к коллективу.
— Рассказывают, когда вы проводили праздник «Ысыах», то во время представления пошел дождь – есть такая народная примета, что дождь в дорогу – это к добру…
— Это хорошо. Значит, Север по достоинству оценил мой скромный вклад в развитие его культуры.
— Куда едете, если не секрет?
— Город Пенза. Прекрасный город, затерявшийся среди зелени и расположенный между двух рек — Пенза и Сура. Невероятная по своей красоте архитектура, старинные православные храмы, монастыри, памятники культуры и искусства, улица с мистическим названием — Вадинская. Ну и, конечно же, в Пензенской области в селе Лермонтово (музей-усадьба Тарханы) похоронен русский поэт Михаил Лермонтов. Такая вот она – Пензенская область, вернее, малая ее часть…
— Если бы была возможность прожить какой-то день из вашей жизни еще раз, какой вы бы выбрали?
— 10 января 1980 года – день, когда я приехала в поселок Нижнеянск. На улице было холодно и темно — полярная ночь… Ну, а дальше вы уже знаете…
— Романтично. А вы скучаете по Нижнеянску?
— Как это ни печально, за время моего проживания в п. Депутатский я ни разу не приезжала в Нижнеянск – как-то не довелось, хотя душа рвалась. Поэтому, конечно, я скучаю по поселку, а когда уеду, буду скучать и по п. Депутатский. Как у нас говорили в те годы: “Буду скучать по сухому картофелю, молоку и яичному порошку”.
Нижнеянск я всегда вспоминаю с трепетной любовью, сейчас в поселке осталось чуть более 200 человек, они, как и прежде, продолжают работать и живут, несмотря на все кризисы. Сейчас часто рассказывают о планах по развитию Севера, но пока все это на уровне проекта, а как оно там будет на самом деле – время покажет. Мне известно, что некоторые бывшие нижнеянцы ездят посмотреть на родные места, проведать друзей, но у меня как-то не получилось, — наверное, не судьба. Французский писатель Фредерик Бегбедер как-то сказал: «Мы любим по-настоящему только тогда, когда от нас что-то ускользает».
— Признаюсь честно, как-то грустно становится, когда понимаешь, что концерты, праздники будет вести кто-то другой, вы столько лет отдали работе в ДК «Металлург».
— У нас в Доме культуры отличный коллектив, уверена, они прекрасно справятся с задачей, а вы не пожалеете о потраченном времени, когда придете на концерт.
— Чем займетесь по приезде к новому месту жительства?
— Буду прогуливаться с Василием Богдановичем по городу, наслаждаться отдыхом и вспоминать былые времена.
Когда я думаю о своей жизни, я мысленно себя отправляю в курортный поселок Дарасун, в котором и начался мой путь в культуре. И тогда я понимаю, что все грандиозные события и мелкие моменты в нашей жизни — это оазисы, которые мы создаем своими руками и живем в них, поэтому строить свою судьбу нужно капитально, раз и навсегда, без права переделки и капремонта.
Ну а скоро я буду сидеть на берегу реки Сура, глядеть на любимый город Пензу и с любовью вспоминать родной Север и Оскара Уайльда, который сказал: «Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа».
— Что ж, Нина Максимовна, вы прекрасно закончили мой очерк, и к этому мне нечего добавить, ну разве что пожелаю вам удачи на новом месте.
— Благодарю, и вам всех благ, и привет из Пензы…