Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский

18 августа отмечается День Воздушного Флота России. Этот день является важным событием для всех работников авиационной отрасли: пилотов, авиадиспетчеров, бортпроводников, персонала аэропортов и ремонтных служб. Именно благодаря их самоотверженному труду обеспечивается бесперебойная и безопасная работа воздушного транспорта, столь необходимого для экономического развития нашей страны.

Аэропорт поселка Депутатский — это важный транспортный узел Усть-Янского района, обеспечивающий связь с большой землей. Он продолжает развиваться, встречая новые вызовы и сохраняя традиции северной авиации. Сегодня коллектив аэропорта насчитывает 25 сотрудников, объединенных в 9 служб. В основном это опытные специалисты, но есть и молодые кадры, которые привносят свежий взгляд и энергию в работу.

 

Работа в авиации – дело семейное

Примечательно, что в аэропорту работают целых две трудовых династии, связанные с авиацией.

Первая среди них — династия Голубочка. Александра Геннадьевна Голубочка работает в качестве старшего диспетчера службы организации перевозок филиала «Аэропорт Депутатский» ФКП «Аэропорты Севера». Ее отец — Геннадий Иванович руководил аэропортом в самые непростые годы перестройки. В целом династия тесно связана с развитием авиации в Усть-Янском районе еще с 1950-х годов, начиная с военного летчика Ивана Алексеевича. Имя Голубочка носит одна из улиц села Казачье.

Вторая династия — Маштабрик берет начало с 1976 года. На сегодняшний день в аэропорту трудятся 4 носителя этой фамилии: ветеран авиации Якутии, механик службы спецтранспорта Юрий Маштабрик.

Его дети продолжают дело отца: старший сын Антон — инженер аэродромной службы, младший сын Евгений — спасатель поисково-спасательной команды. В аэропорту также трудится жена Антона Мария — инспектор службы авиационной безопасности.

Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский

В целом работа семьей для работников Депутатского аэропорта не редкость.

Среди коллектива можно отметить ветерана авиации Якутии Любовь Толпыгину, которая трудится в должности кладовщика ГСМ, а ее супруг Василий Кутченко — водитель спецавтотранспорта. Их сын — Руслан Масловский трудится в службе электро-светотехнического обеспечения полетов.

Другим примером может послужить семья Семенюк — Александр, начальник службы авиационной безопасности и его жена Ирина — диспетчер службы организации перевозок.

Трудятся рука об руку и Юрий Илик, вместе с женой Людмилой Колмаковой, которые работают в качестве инспекторов САБ. Юрия можно назвать ветераном отрасли, одним из опытных работников аэропорта, который также работает на тракторе, круглосуточно и круглогодично поддерживая аэродром в рабочем состоянии.

Таким образом, коллектив аэропорта Депутатский – это слаженная команда профессионалов, которые обеспечивают бесперебойную и безопасную работу важного транспортного узла.

 

Аэропорт Депутатский планомерно развивается по федеральной программе модернизации

Авиация — дело потомственное и для Сергея Трифонова, который руководит Депутатским аэропортом с 2012 года. В Депутатский он прибыл в 9-летнем возрасте вместе с отцом, который был командиром воздушного судна АН-2. Позже и сам отучился на второго пилота АН-2 и прибыл в Усть-Янский район после окончания Якутского летного училища. Сергей Витальевич рассказал нам, как функционирует аэропорт Депутатский сегодня.

Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский

— Здравствуйте, Сергей Витальевич. Расскажите о работах по модернизации аэропорта.

— Аэропорт Депутатский продолжает развиваться в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы». В настоящее время в рамках этой программы у нас проводится полная замена светового сигнального обеспечения полетов на взлетно-посадочной полосе.

Это масштабная работа, мы постарались ее совместить таким образом, чтобы не препятствовать основной деятельности аэропорта. Для того, чтобы не мешать регулярным рейсам, подрядчики трудятся ночью, с 21:00 до утра.

Сейчас работы находятся на этапе завершения, полностью закончить их планируется в сентябре. Отмечу, что в прошлом году в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы» аэропорт перенес на новое место объект ГСМ и построил пункт КПП для службы авиационной безопасности.

Новые объекты выполнены в модульном исполнении, отвечают всем современным требованиям в части безопасности. Весь внутренний инвентарь объектов также был поставлен за счет программы. Например, КПП оборудован системой видеонаблюдения, а заправочная станция ГСМ работает по передовым цифровым технологиям — в программе отображается весь запас топлива по категориям, что существенно упрощает учет и работу.

Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский

— Как проходит работа в летний период?

— Работа в летний период всегда для нас очень насыщена — круглосуточный световой день позволяет воздушным судам работать намного дольше, тем самым увеличивая интенсивность полетов.

За период май-июль аэропортом обслужено 199 воздушных судов. Отправлен 2851 пассажир, прибыло 2389.

Мы понимаем, что погодные условия в нашем поселке далеки от идеальных, поэтому стараемся максимально эффективно использовать каждый летный день, несмотря на то, что трудимся мы по стандартной 8-часовой пятидневке.

В случае, если работает вертолет, наши сотрудники нередко задерживаются на работе, потому что мы стараемся как можно быстрее распределить пассажиров по направлениям. Условно говоря, лучше отработать все маршруты за два дня, чтобы потом не пришлось неделю ждать погоды.

— С весны и по начало лета аэропорт Усть-Куйги был закрыт на плановые ремонтные работы, и весь пассажиропоток перенаправили на вас. Расскажите, как аэропорт Депутатский справился с этим. Как была организована работа?

— Закрытие аэропорта Усть-Куйги значительно увеличило количество вылетов для нас. Так, по сравнению с прошлым годом только за июнь наш аэропорт обслужил 94 рейса в сравнении с 44 рейсами в прошлом году.

Коллектив справился с повышенной работой без задержек и срывов. Авиакомпания «Полярные авиалинии» выполняла все рейсы оперативно и четко. Это особенно важно, потому что дальше совершался транзит вахтовкой по маршруту Депутатский – Усть-Куйга.

Была привязана вахтовка ООО «ДТК». Директор транспортного предприятия Сарыал Егоров со своей стороны также отработал отлично, без каких-либо нареканий.

Поэтому, хоть и была повышена нагрузка на персонал, мы с этим успешно справились. Задержки рейсов порой имеют больше сложностей для сотрудников, чем просто увеличение количества бортов.

Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский— Задержка рейсов – головная боль как для населения, так и для вас. С чем чаще всего они связаны?

— Задержки рейсов – это, к сожалению, привычная ситуация для северных аэропортов. Основные причины – сложные метеоусловия, включая пожароопасную обстановку в соседних районах. Например, этим летом дым от пожаров в Верхоянском и Абыйском районах застилал небо и вынуждал откладывать рейсы. Даже если в самом аэропорту не было дыма, он мог присутствовать по маршруту, что автоматически влекло за собой задержку рейса.

Встречаются и организационные сложности, как это было с авиакомпанией «Якутия», когда из-за отсутствия воздушных судов пришлось срочно заменять перевозчика на «Полярные авиалинии».

 

Хочу отметить, что за долгое время руководства аэропортом, мы никогда не отказывали в продлении работы аэропорта, понимая, что несем ответственность как стратегический объект и все наши сотрудники осознают свою роль во всем этом.

Однако принятие задержанного судна в аэропорту Депутатский осуществляется по определенной процедуре, которая включает согласование с метеостанцией и КДП (контрольно-диспетчерским пунктом). Обе службы должны подтвердить, что погодные условия и оперативная обстановка позволяют безопасно выполнить посадку. Если хотя бы одна из служб дает отрицательное заключение, что может произойти, например, в том числе в случае отсутствия замещающего специалиста, рейс откладывается.

 

Всегда находимся в состоянии готовности

Сотрудники аэропорта Депутатский всегда находятся в состоянии готовности, особенно когда речь идет о выполнении санитарных заданий. Старший диспетчер службы организации перевозок Александра Голубочка отмечает, что коллектив аэропорта в этом отношении очень ответственный и отзывчивый.

Небо начинается на земле: о работе аэропорта Депутатский

«Нельзя угадать, когда человеку потребуется врачебная помощь, — рассказывает она. —  Я сама очень переживаю о выполнении такого рода рейсов. Все понимают, что ситуация с врачами в поселке сложная и нужно спасать людей».

Режим работы в аэропорту не считается ненормированным, но сотрудники могут быть вызваны в любое время дня и ночи. Поэтому, как отмечает Александра Геннадьевна, она никогда не отключает звук на телефоне даже ночью — вдруг придется срочно собирать команду.

Схема поступления санитарного задания следующая: сначала главврач по санавиации передает диагноз и заявку в Якутск в Центр медицины. Центр медицины выходит на диспетчера в Якутске, который звонит директору аэропорта Депутатский и спрашивает, может ли он обеспечить работу аэропорта.

«И вот тут начинается самое основное, — рассказывает Голубочка. — Директор аэропорта должен согласовать продление работы с руководством метеостанции и КДП, узнать, могут ли они выйти. Когда эти службы дают добро, я должна собрать коллектив».

По словам Александры Геннадьевны, все сотрудники всегда на связи и готовы прийти на помощь, независимо от времени суток.

«Мы можем собрать полный состав и прибыть в аэропорт в течение 30 минут, — подчеркивает диспетчер. — К счастью, коллеги понимают всю важность и ответственность нашей работы, поэтому никогда не подводят. Даже на рыбалку или природу в свой законный выходной ездят поочередно, чтобы в поселке обязательно остался человек заменяющий, на случай подобных ситуаций».

Благодаря такому ответственному подходу коллектив «Аэропорта Депутатский» всегда готов обеспечить вылет санитарной авиации и тем самым спасти человеческие жизни. Ведь в небольшом поселке, где с медицинской помощью могут возникнуть трудности, роль этой службы сложно переоценить.

Алексей Вербицкий

Читайте дальше