Наледь — это самый коварный и главный враг зимой для водителей на Крайнем Севере.
Что же такое наледь? Это «слоистый пирог» из льда, снега и воды, который многократно замерзает и образует в себе пустоты и мешки из воды.
Наледи часто образуются на реках с быстрым течение, к коим относится и наша родная река Яна. Лед на реке местами промерзает до дна, его начинает ломать, уровень воды в реке изменяется и воду начинает выдавливать на поверхность льда, где она постепенно намерзает слоями. Особенно опасны устья рек, где наледи могут занимать обширные площади.
Небольшие наледи не опасны, но вот большие участки таят огромную опасность для водителей и машин. Тяжелые машины с легкостью проламывают такой лед и проваливаются в эту снежно-ледяную кашу, сразу оказываясь в снежно-водной ловушке.
Хорошо, если наледь неглубокая – есть шанс выбраться самостоятельно. Но чаще бывает, что наледь имеет глубину до полутора и более метров, и здесь уже без посторонней помощи почти не обойтись.
На этой фотографии два Урала стоят друг к другу задними бортами, а третий пытается вытащить одного из них с помощью каната. Понятно, что они угодили в глубокую наледь.
Нам на легковом автомобиле удалось аккуратно объехать подозрительное место большим кругом, и только тогда мы пешком подошли к попавшим в западню водителям.
Бедолаги поделились, что виноваты сами: хотели срезать 200 метров, поленившись «топтать след» в обход и пошли напрямую к косе. Сначала в наледь угодил первый Урал. К нему на помощь с другой стороны поспешил товарищ на второй машине, но оказалось, что наледь огромная и троса не хватило. Начал подходить ближе и тоже провалился под лед.
И вот уже они бултыхались в этой западне безрезультатно несколько часов, а шансы на спасение таяли с каждым часом.
Вытащить тяжелый груженый Урал из такой ловушки одной машиной просто невозможно, да и двумя машинами вряд ли удастся.
В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Скоро заканчивается зима и если их не смогут выдернуть, то их надо успеть «выморозить».
Вымораживание – это длительный и сложный процесс, который может занимать от недель до месяца, и каждый такой случай сугубо индивидуальный и непохожий.
Суть «вымораживания» проста – около машины постепенно выдалбливается лед, но, не доходя до воды. Крепкий мороз после того, как верхний лед выдолблен – промораживает новый слой воды. Процедура похожа на организацию «сухого дока» для кораблей. И так до тех пор, пока автомобиль не окажется в ледяной яме.
Здесь еще дело до вымораживания не дошло – пока вся надежда на помощь идущей сзади колонны машин.
Судьба этих машин, к счастью, завершилась благополучно: через двое суток подъехали четыре груженых Камаза и их поодиночке вытянули из ледяного плена.
Но если не получилось бы вытащить машину несколькими грузовиками, а потом не помогло вымораживание, то выход один – бросать и разбирать на запчасти, иначе весной её просто раздавит льдом.
Уважаемые водители!
Будьте внимательны на ледовых автозимниках. Не пренебрегайте дорожными знаками и указателями. Никогда не оставляйте в беде своих коллег и по возможности передавайте информацию о состоянии дороги встречным водителям, а также дорожной службе.
Вячеслав Степанов, госинспектор ГИМС МЧС России