Проехавшись по куйгинской трассе, я обнаружил вдоль дороги массу разнообразного хлама – грустный результат человеческой деятельности, а ведь пластиковая бутылка, выброшенная сегодня в тундру, окончательно растворится в природе только к 2223 году.
Один мой знакомый водитель как-то сказал, что во времена его молодости и поездок в Усть-Куйгу и обратно, он за два-три рейса мог собрать по дороге полный комплект инструментального ящика.
Не скажу, что я в это не поверил ( водительские байки, знаете ли), но прогуливаясь по дороге, мне самому приходилось собирать весь арсенал авторемонтника, вполне пригодный для дальнейшего использования. Это были перочинные ножи, гаечные ключи, отвертки, плоскогубцы, дюбеля, сверла и молотки – в общем, весь набор под названием «Очумелые руки». Правда, некоторые «дорожные» находки вызывали у меня не только удивление, но и даже отвращение.
С приходом осени, когда листва деревьев опадает или становится «прозрачной», по дорогам открываются взору нелицеприятные картины отходов человеческой деятельности. Мне не часто приходится путешествовать по трассе Депутатский – Усть –Куйга, и видеть результаты поездок некоторых водителей.
В этом плане мне больше по душе походы по заброшенным выработкам рудника «Западный», где в легкой прохладе так приятно побродить, особенно жарким летним днем, но иногда и появляется желание прокатиться с ветерком по куйгинской трассе.
Выехав на прогулку из п. Депутатский, всего лишь в паре километрах от поселка, на обочине слева, я наткнулся на пару съежившихся «бэушных» баллонов. Хочется сказать: ну что ж вы ребята-то делаете, ну хотя бы ради приличия укатили их в какой-нибудь тупик, но вот так прямо у обочины бросить старые покрышки, ну это как –то не по — людски.
Дальше по дороге я уже ехал еще с одной целью, — посмотреть, а что мне попадется в пути.
Сразу за поворотом на Усть-Куйгу обнаруживаю расслоившийся ремень привода помпы, лежит прямо на дороге. В нескольких метрах от приводного ремня лежит пузырек из-под капель для носа – пустой. Кто-то лечил насморк прямо в пути – бывает, но только зачем пузырек «за борт» выбрасывать, — наверняка, в машине есть мусорный пакет, а возле родного гаража есть мусорный контейнер. Ведь никто же не станет выбрасывать пузырек прямо посреди собственной квартиры – не принято, да и домашние не так поймут, ну, а раз лечиться приходится прямо на природе, значит, можно, она все стерпит, все «переварит». Дальше по трассе встречается пустая пластиковая канистра из-под масла, кто-то доливал в двигатель, а после того, как тара опустела — в тундру ее. Грустно.
В одном месте трассы, в нескольких метрах от дороги, обнаружил большой белый пластиковый мешок. Сразу вспомнил героя знаменитого романа Ю. Семенова «Противостояние», академика Алексея Крабовского, когда тот нашел в тундре мешок с человеческими останками, и открыл его – я же проверять не стал… Потом был еще один мешок синтетический – только уже с мусором.
Не помню уже на каком километре, прямо в тундре валялся огромный масляный фильтр, из которого остатки масла слились прямо в тундру – но это уже перебор. Те, кто смотрит программу «Водить по-русски» на канале РЕН-ТВ, знают, что диктор в некоторых ситуациях часто использует в разговоре фразу: «как-то не по-нашему это», а ведь раньше даже на землю плевать было нельзя – страшный грех, так старики рассказывали.
Ну, а что касается пустых бутылок, банок, коробок, то их по трассе — ну просто нецензурное количество.
Известен один поучительный факт, когда одна поселковая контора в свое время собирала стеклотару – нужна была для работы, некоторые водители, узнав об этом, просто привозили им из дальних рейсов пустые бутылки. Ну, кажется, зачем им все это: выпил лимонад или воду, а бутылку в окно. Но нет, бутылки оставляли в кабине и везли в поселок – вот это по-нашему. Это же касается и мешка для мусора, который был в кабине, и который выбрасывали в мусорный контейнер по приезду в родной поселок.
Мы так упорно заняты зарабатыванием денег и поднятием своего финансового статуса, что совсем не замечаем, как утопаем в собственных отходах. А плохо то, что мы не думаем ни о своем будущем, ни о своих детях, которым придется жить в нашем мусоре, так же как мы живем в своем собственном.
Обычно борьба с мусором подразумевает три пункта: закапывать, писать письма в различные инстанции или перерабатывать. К сожалению, но некоторые из пунктов неприменимы в наших условиях: у нас отсутствуют фабрики по переработке мусора (пока у нас мусор только сжигают), а вариант с «писаниной» я отбросил сразу, как бесперспективный. Остается только одно – закапывать – правда, неизвестно чем это может для нас обернуться в будущем.
«На материке» некоторые изобретательные граждане самостоятельно решили проблему утилизации некоторых видов отходов, пытаются делать из тех же покрышек фигурки животных и размещать их возле своих домов…
Мне неизвестно, как долго природа будет терпеть наши выходки, но в конце концов для нас это может закончиться очень грустно. Средний возраст «переваривания» пластика тундрой – 150-200 лет – то есть, пластиковая бутылка, выброшенная в тундру сегодня, полностью разрушится только в 2223 году, хоть записку в бутылку вложите – привет будущему поколению от прошлого, если будет оно — будущее. А вот у резины – срок годности неограничен – она не перерабатывается тундрой, а сохраняется в целости — просто поглощается растительностью.
Как-то в газете выходила статья, в которой руководитель Усть-Янской инспекции по экологическому надзору Григорий Васильев рассказывал о требованиях при обращении с отходами шин, покрышек и камер – и о том, чтобы их выбрасывать у дороги, там не сказано ни слова.
К тому же Григорий Степанович ясно дал понять, что покрышки относятся к отходам IV класса опасности и представляют угрозу и для окружающей среды, и для человека. Думаю, нам нужно хотя бы немного задуматься, что мы делаем и что оставим нашим детям или внукам, кроме пары мятых «бэушных» покрышек у дороги. В настоящее время на территории нашего района работает федеральный проект под названием — «Чистая Арктика». Задача проекта — наведение порядка и уборка накопившегося с советских времен мусора и отходов жизнедеятельности человека в Заполярье. Занимаются этим обычные предприятия, волонтеры и просто неравнодушные к своей земле люди – есть смысл к ним присоединиться и навести порядок вдоль дороги.
В этом году «уборщики» уже вывезли из села Силяннях сорок тонн собранного металлолома для дальнейшей переработки, хочется верить, что дойдет очередь и до наших покрышек.
Прокатился я только до первого моста, что через ручей Эпкыкылкан, но прогуливаясь по куйгинской трассе, я чувствовал себя героем романа братьев Стругацких «Пикник у обочины», — сталкером Рэдриком Шухартом, который шел и собирал по пути различные «артефакты» и «штучки», оставленные инопланетянами в «зоне посещения». Правда, к моему великому сожалению, но большинство найденных и увиденных мною вещей применить для пользы дела невозможно – обычный хлам.
В настоящее время, когда в наших краях уже выпал снег, и с каждым разом его интенсивность будет нарастать весь дорожный хлам окажется надежно скрытым от людских глаз, правда только до будущей весны.
Кстати, самая большая свалка покрышек находится в Кувейте, куда их свозят со всего мира. Площадь свалки 600 тысяч квадратных метров, и на этой площади складировано свыше 50 миллионов покрышек…вот это подарочек будущему поколению.
А закончить свой поход хочу словами российского писателя и журналиста Василия Пескова, автора многих литературных произведений в жанре «человек и природа».
«Человек победил природу, но это тот случай, когда репарации платит не побежденный, а победитель. Много придется выложить победителю, чтобы побежденный окончательно не протянул ноги».
В. Туманов