Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет законов, направленных на создание правовых и организационных основ северного завоза. В законе, в частности, закрепляются понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Закон предусматривает четкое распределение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным властями.
Устанавливается, что единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития РФ. Вводится также понятие единого морской оператора северного завоза — это будет определенное правительством юридическое лицо, которое обеспечит регулярные перевозки грузов северного завоза между морскими портами. Срок его полномочий составит 15 лет.
Дату начала работы единого морского оператора северного завоза определит кабмин РФ не позднее 1 января 2026 года.
Владимир Сивцев, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия):
«Принятие базового закона о северном завозе, безусловно, является долгожданным событием для жителей нашей республики.
В законе учтены такие аспекты, как развитие транспортной инфраструктуры, вопросы финансирования и определена роль федеральных структур.
Что касается важного аспекта реализации северного завоза – опорно-транспортной логистической инфраструктуры, то здесь нужно отметить, что предполагается провести целый комплекс мероприятий, начиная с технических сооружений, заканчивая формированием логистики для перемещения грузов разными видами транспорта.
Главное в северном завозе – это решение логистической задачи, создание исправно работающей системы. Уверен, что принятие этого закона послужит мощным драйвером ускорения разработки и принятия этой системы.
Могу сказать, что дан импульс развитию Северного морского пути. Одним из ключевых проектов для развития Восточной части Севморпути является проект по строительству глубоководного морского порта в п. Найба в рамках расширения морского порта Тикси.
Развитие порта Тикси преследует сразу две цели. С одной стороны, Севморпуть будет связан с внутренними районами республики, вплоть до Якутска. Это оживит речные перевозки и улучшит снабжение арктических территорий. С другой стороны, Тикси – это перспективный перевалочный пункт на Северном морском пути, логичная точка остановки судов на очень протяженном восточном маршруте, где портов крайне мало. Проектом предусматривается поэтапное расширение портовых мощностей, так в 1 очередь – до 7,5 млн тонн грузов/год, 2 очередь – до 30 млн тонн грузов/год».
Алексей Вербицкий