«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

В этом году ООО «Депутатская транспортная компания» отмечает свой 10-летний юбилей. За время работы она на практике доказала, что является одной из важных организаций, которая обеспечивает транспортными услугами жителей нашего района. Среди Арктических районов Якутии только у нас создана подобная уникальная компания по перевозке пассажиров.

В связи с этим мы подготовили документальный очерк, который поможет нашим читателям лучше узнать и понять, в каких непростых условиях приходится работать сотрудникам предприятия ООО «ДТК».

Мы также подготовили видеосюжет о работе компании в 4 частях, с которыми вы можете ознакомиться по ссылкам: Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

От редакции

 

 

Сегодня все мы пассажиры…

(советский шлягер)

Народа на остановке было много. Люди суетились, покупали билеты, взвешивали, оплачивали и грузили свой багаж в автобус, все было как в самом настоящем автовокзале в каком-нибудь большом городе, не хватало разве что рамки металлодетектора. Шла обычная регистрация на автобусный рейс до села Сайылык, который выполняла Депутатская транспортная компания — «ДТК».

После того, как все дела были закончены и пассажиры оказались на борту, автобус отправился в рейс.

Перевозка людей на Севере — это намного больше, чем простая перевозка людей. Это социальная функция, направленная на сближение народонаселения, или как говорил  бывший глава МР «Усть-Янский улус (район)» Георгий Федоров: «Люди должны ездить в гости друг к другу, это сближает и снимает социальную напряженность в районе. А если человек сидит дома взаперти в четырех стенах и никуда не может вырваться из-за слабо развитой транспортной схемы, то ничего кроме склок и ссор в таком обществе не будет».

К самому Сайылыку на автобусе не доедешь, поэтому транспорт добирается только до 30-го километра, а там на своеобразном «пятачке» происходит пересадка пассажиров на вездеход, который и повезет их до самого села.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

В автобусе помимо меня было два пассажира, вернее пассажирки, с одной из них знакомлюсь.

Анисия Константиновна Егорова рассказывает о своей поездке в Сайылык.

— Еду в село, чтобы проведать свой дом, а также навестить родственников и старых друзей. Непосредственно за моим домом присматривают соседи и родные, поэтому он в хорошем состоянии.

В былые годы я жила в селе, работала в сфере ЖКХ, потом перебралась в п. Депутатский. Сейчас на пенсии.

Расписание автобуса удобное, цены на билеты демократичные. Очень приятно, что есть возможность посещать родные места, и что не нужно ждать, когда прилетит вертолет. В общем перевозка людей — дело хорошее, а главное – нужное.

***

Мой сосед в автобусе Константин Колесов – билетный кассир, но о себе говорит, что он контролер. Своим веселым нравом он разрушил цитату из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», что хуже работы кондуктора в трамвае нет ничего на свете.

Профессия ему нравится, и, как он сам говорит, она создана специально для него, поэтому и работает контролером уже десять лет — с самого начала работы транспортной компании — «ДТК», когда она называлась МУП «Дирекция единого заказчика».

Летом ездить приходится четыре раза в неделю, а зимой — чаще, так как добавляется «зимник» — маршруты в Нижнеянск и Казачье.

В своей работе Константин Николаевич находит элемент романтики, так как можно свободно пообщаться с пассажирами и побывать на свежем воздухе.

В беседе время пролетело быстро, и мы подъехали к «пятачку», нам предстоит смена «коней».

 

Коней на переправе… меняют

Выходим из автобуса, на «пятачке» нас уже ждет вездеход, возле него человек десять пассажиров, все суетятся и радуются, понимают — еще немного, и они будут в поселке Депутатский.

Подхожу, здороваюсь и знакомлюсь с пассажирами.

— Я Софья Колосова, — рассказывает одна из пассажирок. – Еду в п. Депутатский, чтобы проведать своих родных и близких. Работаю в Сайылыке охранником в детском саду, выпросила у начальницы пару дней отгулов.

А вообще хорошо, что есть подобная компания, особенно это ощущают те, кому по работе приходится много и часто ездить.

Едет в поселок Депутатский и Иннокентий Попов, бывший водитель, а сейчас пенсионер.

— А вы из газеты? — спрашивает меня Иннокентий Гаврилович.

— Все верно…

— А можно через газету поблагодарить нашего водителя вездехода Матвея Лебедева?

— Конечно, — отвечаю. – Почему нет…

—  Матвей Николаевич — прекрасный водитель и специалист, — рассказывает Иннокентий Попов. — Вездеход всегда в отличном состоянии, в салоне всегда чисто и тепло, и, если бы не наш Матвей, то навещать своих родных и близких нам было бы очень непросто.

Матвей Николаевич сокращает расстояния между родными людьми, за что ему большое спасибо от всех жителей нашего села.

***

Я прохаживаюсь по «пятачку»: Константин Колесов обилечивает новых пассажиров, одни пассажиры перегружают свой багаж из автобуса в вездеход, а другие – наоборот,  это смотря, кто и куда едет, а Матвей Николаевич с помощником производят дозаправку вездехода старым дедовским способом – из канистры в бак через шланг. Люди делятся последними новостями из дома, говорят о рыбалке и охоте, – вот они северные социальные сети во всей своей красе.

Я заглянул в салон вездехода, напоминает купе поезда — уютно и тепло. А что еще нужно в поездке? Часа через четыре пассажиры будут уже дома. В тундре вездеход, олени и собственные ноги, пожалуй, самый надежный вид транспорта.

Вскоре на «пятачке» появляется машина с руководителем компании «ДТК» Сарыалом Егоровым и его водителем Арианом Васильевым. Сарыал Захарович спрашивает у водителя вездехода, что нужно по работе, а потом все собираются в путь. Каждый по своему маршруту. Напоследок решаем сфотографироваться у вездехода, кто-то даже залез на крышу для более эффектного снимка.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Через несколько минут автобус, управляемый Федором Басовым, поехал в Депутатский. Вездеход с Матвеем Лебедевым «рванул» в Силяннях. Мы еще немного постояли на «пятачке», а затем сели в машину, и наш УАЗ «Hunter», разбросав речной гравий, направился к пункту назначения. Нас ждала Усть-Куйга.

 

Прыгнуть через Силянняхский хребет

— Несмотря на то, что мы спокойно едем в Усть-Куйгу, мысленно я сейчас еду с Федором Басовым в Депутатский и с Матвеем Лебедевым в Сайылык, — говорит руководитель компании «ДТК» Сарыал Егоров. — И пока они не доберутся до пункта назначения и не отзвонятся мне, я буду переживать за них. Такая работа отнимает много времени, сил и нервов, а еще прибавляет седых волос. Таковы реалии жизни перевозчиков.

Сейчас осень, поэтому даже если что случится в пути, можно остановиться, отремонтироваться и снова отправиться в дорогу, ну а если поломка серьезная, приедет «техничка» и поможет, а если нужно, то и отвезет людей по маршруту. А вот зимой все это нужно делать очень быстро, люди на холоде долго ждать не смогут, поэтому безопасность пассажиров и персонала я ставлю на первый план.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Для этой цели я приобрел три спутниковых телефона и выдал нашим водителям. Абонплата за возможность пользоваться спутниковой связью обходится нашей компании в 200 тысяч рублей в год, но оно того стоит. Безопасность лишней никогда не бывает, тем более на Севере.

Вообще, организовать транспортную компанию, которая занимается перевозкой пассажиров — дело весьма непростое, так как много внимания уделяется именно безопасности пассажиров. А это «выливается» в большой круг ответственных лиц, потому многие люди и отказываются от подобной работы…

***

Мы ехали и спокойно разговаривали, как вдруг где-то на 56-м километре из-под капота раздается свист, а потом слабый хлопок.

— Привод генератора, — говорю я. — Или помпы…

— Нет, — отвечает Сарыал. – Там звук немного другой. Похоже у нас суппорт накрылся…

Это действительно был суппорт: вылетевшим из-под колеса камнем перебило трубку тормозной системы.

Ариан Васильев «домкратит» машину, потом достает инструмент и начинает устранять поломку, Сарыал Захарович не стоит в стороне и тоже помогает, к ним присоединяется наш попутчик и пассажир – Николай, приятель, которого нужно отвезти в Усть-Куйгу.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Я не вмешиваюсь и не спрашиваю «когда поедем», золотое правило Севера: «Хочешь помочь – не мешай». К тому же у меня представилась возможность поснимать окружающие виды: ни в автобусе, ни в машине это сделать невозможно из-за сильной тряски, а к великому сожалению, на моей видеокамере гиростабилизатор изображения не предусмотрен.

Минут через двадцать поломка была устранена, и мы отправляемся дальше. Через несколько километров очередная поломка – на этот раз амортизатор: сорвало ухо крепления к раме, и тот просто волочился по земле. Заметили вовремя, сняли, и снова в дорогу.

— Зимой все это сделать было бы сложнее? — интересуюсь у руководителя компании.

— Нет, все то же самое, — отвечает тот спокойно. — Только работали бы быстрее…

Наша поездка в Усть-Куйгу продолжается, а вместе с ней и беседа. Мы говорим о том, что проект по перевозке людей — самый амбициозный и результативный в Арктике и ничего подобного больше ни у кого нет, в некоторых районах попытались его реализовать, но не смогли.

 

На 83-м километре (от Усть-Куйги) обязательная остановка — отдать дань уважения и признания доброму духу, который обитает в этих местах. Эта традиция неукоснительно соблюдается на протяжении многих десятилетий. К сожалению, узнать, кто стоял у ее истоков, уже не удастся. Помню свою первую поездку в Куйгу в 1997 году, тогда мы также останавливались и благодарили духа того места, вот и сейчас я оставляю несколько монеток вперемешку с конфетами, Ариан и Николай кладут сигареты, а Сарыал – бисер. После ритуала — снова в путь…

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Дорожное покрытие под колесами машины периодически меняется, иногда по нему можно разогнаться до 60-ти километров в час, а иногда приходится волочиться как «черепахи» со скоростью не более 20-25 км в час. И тем не менее, с каждым километром мы все ближе и ближе подъезжаем к Усть-Куйге.

Усть-Куйга нас встретила яркими огнями городка строителей атомной станции, проблесковыми огнями снующих везде карьерных самосвалов и осенней прохладой, — с реки Яны дул холодный ветер, заставляя слегка поеживаться.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Я запустил навигатор на своем КПК, он указал место, где мы находимся, а главное, высоту над уровнем моря — всего 50 метров. Учитывая, что поселок Депутатский находится на высоте в пределах 400 метров, то выходит, мы спустились на добрые триста пятьдесят метров вниз, вот такое интересное приключение.

 

Ты помнишь, как все начиналось

— Самое сложное в любой работе, и особенно связанной с перевозкой людей, — начал рассказывать директор ООО «ДТК» Сарыал Егоров, когда все разместились за кухонным столом в квартире на улице «Транспортной» на поздний ужин в Усть-Куйге. – Это сформировать коллектив. Нужно, чтобы людей ценили и им доверяли, а главное они пользовались у односельчан авторитетом, например, как Матвей Лебедев, – водитель вездехода из Сайлыка.

С подбором водителей у меня сложностей не возникало, все они народ надежный и проверенный в деле. Но потом я стал интересоваться, кто может взять на себя роль диспетчеров в селах. Так как я не могу заниматься продажей билетов и организацией перевозки пассажиров в каждом селе, то этим занимаются наши диспетчера.

Диспетчер должен быть из местных, хорошо знать потребности всех жителей, и пользоваться уважением и доверием односельчан, исходя из этого мы и стали искать людей. В обязанности диспетчеров входит формирование списков пассажиров.

В поселке Депутатский эту роль взяла на себя Мария Басова.

В селе Казачье – Дария Карташова.

В селе Усть-Янск – Агафья Тоскина.

В поселке Усть-Куйга я сам взял на себя обязанность по продаже билетов и формированию списков пассажиров.

С нашим кассиром-контролером Костей Колесовым ты познакомился, когда ехал в автобусе. Константин не только контролер, он еще и мой заместитель, а к тому же и прекрасный электрик и компьютерщик, в общем мастер на все руки. Работает у меня с момента основании компании.

С водителем автобуса Федором Басовым познакомишься завтра, он повезет тебя обратно в Депутатский, потому что у меня здесь еще дела и домой я попаду не скоро. Федор Владимирович парень надежный, мы с ним работаем с 2016 года.

***

Пока мы ужинали, телефон у руководителя компании звонил не переставая: кому -то нужен был лишний билетик, кому-то нужно что-то забрать, а кому-то что-то отправить — это была настоящее рабочая суматоха, которая не каждому под силу.

Потом стал обзванивать знакомых и сам Сарыал Захарович, — для вездехода Матвея Лебедева требовались запчасти: пальцы и торсионы. Техника на Севере изнашивается очень быстро. Через минут десять все нужные запчасти были найдены — взаимовыручка на Севере тоже не последнее качество.

– Работа идет на протяжении всего дня, ни обедов, ни перекуров, — продолжает рассказ Сарыал Егоров. – Однажды я высчитал, что за день у меня было 150 входящих звонков. В общем в будущем буду брать помощника-секретаря. У самого уже времени нет отвечать на звонки — много другой работы.

После ужина, несмотря на позднее время, мы отправляемся на работу. Сама Усть-Куйга, поужинав, расположилась у телевизоров или изучает социальные сети, мы едем в гараж – нам нужно выгнать топливозаправщик и заправить его – завтра придут три катера, им потребуется дозаправка топливом.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

После того как заправщик был заправлен (такой вот каламбур) можно отдохнуть – рабочий день окончен.

– К перевозкам на Севере я привлек и свою семью, — продолжает рассказ Сарыал Захарович. – Сын — Спиридон Егоров, работает заведующим гаражом, а параллельно учится в СВФУ им. М.К.Аммосова на автодорожном факультете. Автомобильный транспорт всегда считался на Севере приоритетным, и профессия автомобилиста востребованная и нужная, так как влияет на социально-экономическое развитие нашего района, – ведь мы делаем людей ближе друг к другу и приносим доход в бюджет.

Второй сын   Дмитрий Егоров — ходит капитаном на катере. Его ты увидишь завтра.

Также к северным перевозкам привлек и брата жены – Ариана Васильева, ты с ним уже познакомился во время этой поездки. Парень очень смышленый и находчивый, а главное любит технику, — ты, наверное, видел, с каким усердием он устранял все поломки во время поездки.

Подобрать надежных ребят, дело очень непростое, ведь главное мое условие – никакого алкоголя в период навигации и перевозок, за промахи и ошибки изгоняю из компании нещадно, ведь ни дорога, ни река не прощают к себе безразличного отношения. В настоящее время у нас есть вакантные места, поэтому с радостью принимаю людей, у нас полный соцпакет и достаточно привлекательные условия для тех, кто готов работать. Но прежде, чем идти к нам, люди должны понимать — главное мое правило – не пить, и это закон!

 

Сначала было слово

— Как появилась идея создать Депутатскую транспортную компанию?

— Наш путь был непростым, сколько нервов и сил было потрачено на то, чтобы начать такую работу, сколько седых волос у меня появилось за эти годы, поэтому хочется сказать спасибо всем тем, кто стоял у истоков, кто помогал нам, и кто работает сейчас. Но начало перевозок берет с предыдущего главы Усть-Янского района Георгия Николаевича Федорова.

Сам я занимаюсь частным извозом с 2002 года – поначалу просто таксовал, у меня была машина УАЗ — «Таблетка», на которой я возил людей по району. Потом приобрел вторую машину и нанял водителя. Дела шли хорошо.

В какой-то момент меня пригласил Георгий Николаевич и предложил работать серьезно и организовать в районе собственную транспортную компанию.

Мой девиз: «Независимость и свобода», а тут мне предлагают большой коллектив и большую ответственность, поэтому я отказался. На том и расстались.

Но Георгий Николаевич не успокаивается и снова вызывает меня в администрацию, мы долго и обстоятельно беседовали у него в кабинете, взвешивали все «за» и «против», в завершении Георгий Николаевич пообещал мне всестороннюю поддержку и помощь в работе компании.

В общем пришлось расстаться с мечтой работать только на себя, и я взялся за создание предприятия.

Стал набирать на работу водителей и механиков, приобретать технику, строить гараж. Так у нас появились автобусы, потом Вахтовки Урал. Лично сам Георгий Николаевич помог с приобретением вездехода, который сейчас ходит до Сайылыка. В общем одиннадцать лет назад наша компания вышла в свой первый рейс на автобусе.

Потом Министерство транспорта Якутии выделило нам субсидию на приобретение двух катеров, и мне пришлось ехать в город Якутск, чтобы оформлять лицензию на перевозку людей по воде. А вода — это тебе не дорога по тундре, там такие драконовские требования к безопасности, что и заниматься перевозкой не захочешь.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Как я оформлял лицензию на перевозку людей по воде на катерах, — это отдельная история, можно целый роман написать: и анекдоты рассказывал в ресторанах, и по столу кулаком приходилось бить в просторных кабинетах, в общем, та еще была работенка…

Ведь главное условие для получения лицензии по перевозке людей по воде — наличие в компании специалиста по безопасной эксплуатации судов, а таких специалистов отыскать в наше время, это та еще задача. Но мы такого человека нашли и предложили работу, и он у нас прекрасно работает.

Итак, благодаря усилию многих неравнодушных людей, нам удалось заполучить лицензию на перевозку людей по воде, и вот в 2015 году мы выполнили первый рейс на катере, это было знаковое событие для нас…

Так как наш приоритет — безопасность пассажиров, то все катера у нас оборудованы системами навигации, показывающими его местонахождение, радиостанциями, по которым капитаны могут связаться как с «землей», так и с другими речными судами. Для комфорта пассажиров судна оборудованы подогревателями салонов.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Но пассажиропоток постоянно увеличивался, техники не хватало, и нам срочно нужен был еще один катер, стали искать – нашли в п. Зырянка. Тамошние ребята получили катер, но реализовать проект по перевозке людей не смогли именно из-за сложностей с оформлением лицензии, и катер так и стоял у них без дела.

Приобретение третьего катера — это результат продуманной инвестиционной программы, а также совместной работы администрации нашего района, Министерства транспорта РС (Я) и Министерства по делам Арктики и народов Севера.

Отдельное спасибо хочу сказать компании «Якутоптторг», которая помогла с доставкой нашего катера из поселка Зырянка в Нижнеянск в 2023 году – катер тогда привезли на корабле, а вскоре мы перегнали его в Усть-Куйгу.

Особо хочется поблагодарить заместителя министра транспорта республики Семена Коркина. Семен Николаевич всегда оказывает нам всестороннюю помощь и поддержку, а также он наш куратор и часто проверяет нас, но нареканий и жалоб с его стороны к нашей работе нет, работаем мы очень хорошо и дело свое знаем…

Впоследствии на новом катере мы заменили силовые агрегаты, чтобы на всех суднах они были одной марки. В этом случае нет проблем с поиском запчастей. Это не составило особого труда благодаря поддержке главы Усть-Янского района Валерия Сидорина. Он помог решить вопрос с приобретением новых двигателей, даже несмотря на введенные против нашей страны санкции.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

И вот 13 августа 2024 года наш обновленный третий катер вышел в свой первый рейс по реке Яна из поселка Усть-Куйга до села Казачье. В первый рейс тремя катерами совместно было перевезено 30 человек. К слову, это больше чем берет на борт вертолет.

Известно, что в одном из улусов создали похожую транспортную компанию, но руководителем сделали женщину, после чего она стала мне постоянно звонить и консультироваться: как наладить работу предприятия, где найти хорошие расходные материалы и как оформлять лицензии. Она могла по несколько раз на дню звонить и доставать расспросами. В какой-то момент я не выдержал и попросил меня больше не беспокоить, а если хочет научится — пусть приезжает к нам – научим. А по телефону, это не самый лучший вариант рассказать, как наладить работу транспортного предприятия.

В настоящее время работа у нас продолжается в штатном режиме, никаких непредвиденных ситуаций не возникает, а если и возникают, то мы их быстро и оперативно решаем.

Особую благодарность хочу выразить главе МР «Усть-Янский улус (район)» Валерию Сидорину. Он никогда не ждет, когда у нас что-нибудь сломается, чтобы помочь с приобретением и доставкой оборудования, он постоянно интересуется, что нам нужно, какие имеются трудности. То есть наша ДТК — это не только работа водителей, механиков, диспетчеров, — это полноценная команда, где каждый человек играет свою роль.

В общем, если подвести итог, то мы единственный район из 17 арктических, в котором полностью отлажена и прекрасно зарекомендовала себя вся схема перевозки пассажиров по району.

Мне часто рассказывают мои знакомые, что на встречах населения с правительственными комиссиями в других районах там часто задают такой вопрос: «Почему в Усть-Янском районе схема по перевозке пассажиров транспортной компанией работает безупречно, а у нас в районе– нет».

На что правительство отвечает: «Так вы сами себе этот вопрос задайте – почему в Устьянье эта схема работает, а у вас нет».

Ну, а сейчас я думаю, как в районе п. Северный установить туалеты для удобства пассажиров, которые едут из поселка Нижнеянск в Усть-Куйгу. Так как конструктивно катера не оборудованы гальюнами, и при длительных рейсах это создает определенные неудобства.

***

В беседе время пролетело незаметно, на дворе была уже полночь.

— Все, отдыхаем, — сказал Сарыал Захарович. – Завтра будет день, еще наговоримся…

 

Три капитана

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Утро не заставило себя ждать, начинался новый рабочий день. У нас он начался задолго до того, как жители Усть-Куйги пошли на работу.

Пока завтракаем есть возможность немного пообщаться.

— У нас в транспортной компании работают три капитана, — рассказывает руководитель ООО «ДТК» Сарыал Егоров о своей морской бригаде. — Михаил Сыроватский, Дмитрий Егоров и Тимирхан Туостан Дохсун-уола. Некоторые проходят со мной уже не одну навигацию, а некоторые только первый год, но все люди надежные и проверенные временем и рекой.

Каждый катер вышел из своего села рано утром и уже на всех парах движется к нам в Усть-Куйгу. Наша задача — принять пассажиров и отправить всех по нужным направлениям — кого в Депутатский, а кого отвезти в аэропорт Усть-Куйги, чтобы они смогли успеть на рейс в Якутск. После этого: дозаправить катера, обилетить новых пассажиров, загрузить багаж и отправить пассажиров к месту назначения.

Помимо этого, из поселка Депутатский уже едет автобус с пассажирами.

Если говорить о нашей работе в цифрах, то за летнюю навигацию мы совершили 70 рейсов и перевезли 1276 человек, если представить, что вертолет берет на борт 24 человека, то нетрудно подсчитать, что для перевозки такого числа пассажиров потребуется выполнить 53 рейса.

До этого времени наш официальный рекорд составлял 60 рейсов и 1207 человек в 2020 году.

Вездеход за летний период сделал 29 рейсов и перевез 397 человек, автобус сделал 33 рейса и перевез 742 человека.  Суммарно за летнее время наша компания перевезла 2415 пассажиров.

Во время перевозки пассажиров автозимником, компания совершила 175 рейсов по селам и поселкам района и перевезла 1551 пассажира.

Нетрудно подсчитать, что за год наша компания перевезла почти 4000 человек.

Представь на секунду, какое количество рейсов вертолета потребовалось бы на такое количество пассажиров. Всем также известно, что если вертолет не летает, то все начинают звонить в администрацию района или в правительство республики с просьбой выполнить рейс, потому людям нужно попасть из одного места в другое. Это социальная необходимость. Вот мы и берем на себя эти обязанности и возим кого по работе, а кого в гости.

Самый сложный период был для нас с мая по июнь текущего года, когда взлетно-посадочная полоса аэропорта Усть-Куйги находилась на реконструкции. Тогда нам приходилось совершать дополнительные рейсы, курсирующие по маршруту Усть-Куйга-Депутатский. За полтора месяца мы выполнили 25 рейсов и перевезли 640 человек. Выезжали из Усть-Куйги в 5 часов утра, и к 11 утра были в Депутатском аэропорту, встречали пассажиров из Якутска и везли их в Усть-Куйгу.

Работенка была та еще…но мы выполнили все рейсы без перебоев. За что удостоились благодарности от компании «Полярные авиалинии».

Ну, а после того, как завершилась навигация,  все катера совершили свой последний в этом году рейс их поставили на прикол. Всех капитанов я отправляю в город Якутск на курсы повышения квалификации в учебном центре Ленского речного пароходства. После курсов они разъедутся по району, и будут работать на предприятиях до следующего периода нашей работы.

Весь октябрь и часть ноября у нас в компании будет проводиться полное техническое обслуживание техники, а с ноября начнется новый этап работы — зимник, и мы вновь приступим к перевозкам.

***

После завтрака мы отправляемся на пристань, готовимся встречать катеры, которые прибудут с сел Казачье и Усть-Янск. Я делаю несколько кадров реки Яны, а Сарыал Егоров вместе со своим помощником Арианом Васильевым наводят порядок на остановке, в которой прошедшей ночью кто-то устроил небольшой пикник.

Ближе к полудню на реке появляется первый катер. Он швартуется у берега, и из катера выходят пассажиры. Я подхожу, помогаю сойти пассажирам, снимаю багаж, а за одно и знакомлюсь.

Дмитрий Мыреев с сыном Даниилом едут из села Казачье в поселок Депутатский.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

— Мы живем в селе Казачье. Я работаю мастером смены на местной электростанции, сын учится в школе. Мне приходится пользоваться услугами Депутатской транспортной компании при поездках по делам или в отпуск. Вот и сейчас я еду в отпуск с сынишкой, только перед этим хочу повидаться с родными и друзьями, которые проживают в поселке Депутатский, а потом уже полечу на отдых в Якутск.

Так как живу я в Казачье довольно давно, то помню, как к нам летали из Депутатского самолеты Ан-2 и Ан-3, а потом стал периодически прилетать вертолет. Сейчас работу по перевозке пассажиров выполняет катер и автобус. Пусть это не так быстро, как на вертолете, но у катера надежное расписание, под которое можно подстраивать свои планы, поэтому могу сказать, что это удобно.

***

Дмитрию я говорю до свидания, так как нам еще ехать вместе до поселка Депутатский, потом поднимаюсь на борт катера.

Салон катера чем-то напоминает вагон поездов «Ласточка» или «Сапсан», с разницей, что по правому борту такого «вагона» оборудовано место капитана. На нем аппаратура навигации, приборы контроля работы силовых установок, радиостанции, указатели уровня топлива и напряжения аккумуляторов, и естественно самый настоящий капитанский штурвал и РУДы – ручки управления двигателями, ну или в простонародье – газ.

Пока я изучаю аппаратуру катера, Ариан Васильев дозаправляет катер, а Сарыал Захарович идет с пассажирами на остановку. Начинается регистрация пассажиров и взвешивание багажа тех, кто отправляется в поселок Депутатский. Через час должен подъехать автобус.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Вскоре, с разницей в несколько минут, приходят еще два катера из села Усть-Янск. Людей на пристани становится больше, видно, что компания по перевозке людей пользуется спросом. Пусть и доставка пассажиров осуществляется не так быстро, как воздушным транспортом, но люди к этому относятся с пониманием, хотя некоторым еще ехать несколько часов в Депутатский.

После того, как пассажиры зарегистрированы, а багаж взвешен, есть несколько свободных минут. Поэтому руководитель компании «ДТК», капитаны катеров и их заправщик – Ариан Васильев собираются на пристани и фотографируются.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Вскоре приезжает и автобус из поселка Депутатский. На борту практически все знакомые мне люди. Сарыал Егоров подходит к водителю — Федору Басову и интересуется как прошел рейс. Тот отвечает, что все нормально.

 

Это непростое дело — перевозить людей

Пока пассажиры загружаются на катера и в автобус, у нас есть пара свободных минут и Сарыал Захарович рассказывает о перспективах развития компании «ДТК».

— Самая сложная часть в работе любой транспортной компании это субсидии на перевозку пассажиров.

Расписание рейсов катеров и автобусов заверяет непосредственно заместитель министра транспорта, и от количества выполненных рейсов зависит размер субсидий. Но в субсидиях есть одно неудобство — они выдаются только после того, как мы завершим месяц, то есть наперед никто субсидию не выдаст.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

В ходе работы у нас были обстоятельства, когда возникали непредвиденные расходы и траты, а выплата субсидии слегка задерживалась, и тогда приобретать запчасти и заправлять технику нам приходилось уже из заемных средств. Например, в 2022 году мне даже пришлось брать кредит в одном их банков города Якутска.

Думаю, нужно вносить изменения в законодательство по субсидиям. Например, если перевозчик зарекомендовал себя на рынке перевозок с положительной стороны, то предоставлять ему льготные субсидии или оказывать еще какую финансовую поддержку. В общем нужно начинать менять отношения к транспортным компаниям, которые занимаются перевозкой людей на Севере.

 

Еще один проект, который мы хотим реализовать – поездки в село Хайыр в летнее время.  На отчетах главы района наши жители часто задают этот вопрос.

Мы подумали, что пришла пора решать и эту проблему, ведь если есть спрос, значит нужно работать, значит нужно перевозить людей. Так что со следующего года мы начнем выполнять рейсы до села Хайыр. Выглядеть это будет так:

Из п. Депутатский до Усть-Куйги на автобусе, из Усть-Куйги до Северного на катере, из Северного до Кулара на вахтовке, а из Кулара до Хайыра на вездеходе. Сразу хочу отметить – это будет долгий путь, но придется потерпеть, так как других возможностей нет. Кроме вертолета.

 

Перспектива туристического развития

Есть еще одна перспективная идея — мы хотим заняться туристическим бизнесом, создать дочернюю компанию «ДТК-Тур» и возить приезжих туристов на охоту и рыбалку.

Когда в наш район приезжают на работу люди, и по ходу дел знакомятся с нашими красотами, то при отъезде они говорят: «Мы и не знали, что Север такой красивый, нужно будет приехать к вам снова, только уже для отдыха».

Якутия наш дом и про этот дом мы должны рассказать людям. Для этого мы создадим сайт, будем рассказывать об отдыхе на Севере, о наших красотах, и о том какие у нас рыбалка и охота. В общем наша задача заинтересовать и заинтриговать людей отдыхом и досугом в Заполярье.

В настоящее время все необходимое для реализации такого плана у нас есть, ну а если понадобятся новые сотрудники, например, проводники и экскурсоводы – будем набирать. Так, постепенно, мы будем развивать туристическую инфраструктуру, а это значит, что будут новые рабочие места и дополнительные финансовые вливания в бюджет района.

Туристические направления у нас в республике субсидируются, а при наличии опыта и рабочих рук – создать туристическую компанию будет нетрудно. Для начала, мы планируем построить в тундре домики для отдыха и ночевки, это уже будет определенный задел в турбизнесе, а потом рассказать об этом людям.

 

Выдержка северных женщин

— Есть какая-нибудь интересная история за время работы компании? – спрашиваю я.

—  Год назад мы отвозили бригаду врачей из Якутска в село Тумат. Высадили врачей в селе, взяли двух пассажирок и отправились в село Казачье. Мороз на улице стоял под -60°C. На обратном пути у нашей машины расширилась трещина на топливном баке, после чего все топливо вытекло и наш «Урал» встал.

Итак, мы стоим на реке вдали от населенных пунктов, а значит нет дров, нет сотовой связи, а спутниковые телефоны я отдал другим водителям. На борту три пассажира: Иван Барабанский – сотрудник нашей компании и две женщины — Анна Томская и Наталья Горохова. Возникает вопрос: «Что делать?».

Была возможность пройтись пешком — в 15 километрах от нас появилась бы обычная мобильная связь и тогда можно будет позвать на помощь. Но идти пешком по такому морозу было бы непростительной ошибкой, поэтому мы решили ждать помощи сидя в остывающей машине, кто-то да должен будет проехать мимо нас. Чтобы было теплее – все перешли в кабину.

Мы ждали помощи 18 часов. Рассказывали истории из жизни, «травили» анекдоты, лишь изредка выходя ну улицу чтобы размять ноги. Несмотря на суровые условия, наши женщины вели себя очень мужественно, за что им большая благодарность.

Потом я взял багажные стеллажи – они сделаны из фанеры и соорудил на улице нечто вроде маленького костра, у которого можно было немного погреться и даже согреть остатки замороженного кофе.

Вскоре мы увидели, что из Тумата едет машина. Это была машина «Якутоптторга». С первого взгляда они все поняли, забрали нас, и мы вместе вернулись в Тумат. В Тумате мы взяли тепловые пушки, нашли холодную сварку, эпоксидный клей и вернулись на своей вахтовке к нашей замерзшей машине. Потом мы ее отогрели, починили бак и вернулись на свою базу.

Самое интересное, после этой истории никто из нас не обморозился и даже насморка не подхватил, потом я услышал от знакомых, что после этой истории кто-то сказал, что имя Сарыал означает счастливчик.

— Вы занимаетесь перевозкой людей уже больше десяти лет, понятно, что самые трудные это первые годы, но после десяти — одиннадцати лет работы, что можете сказать о своей работе?

— Перевозка людей — это огромная ответственность, ты отвечаешь за жизни людей и их судьбы. Для этого нужно быть уверенным в каждом из своих сотрудников как в самом себе, потому и требования к персоналу у нас в компании очень высокие.

Сейчас я вспоминаю себя в те годы, когда все только начиналось, вспоминаю ребят с которыми начинал ходить в свои первые рейсы и говорю сам себе: «Неужели мы тогда смогли все это сделать?». И сам себе отвечаю: «Да, мы это сделали и продолжаем делать».

Мы прекрасно работаем, и, несмотря на санкции, кризисы и трудности, мы продолжаем жить и работать, продолжаем заниматься перевозкой людей. А иначе нельзя, иначе все встанет и замерзнет.

 

Это счастье — путь домой

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

После длительной и содержательной беседы руководитель компании «ДТК» прощается со мной и идет к остановке, ему еще предстоит работа с пассажирами, а мы вместе с моим новым знакомым Дмитрием Мыреевым и его сынишкой Даниилом садимся в автобус. Нам всем предстоит поездка в поселок Депутатский.

Выехали после обеда. Перед нашим отъездом пошел дождь, а дождь в дорогу — это, как известно, к добру.

Дорога легко скользила под колесами нашего автобуса, а «дворники» скользили по стеклу в такт музыки, сбрасывая дождинки с ветрового стекла.

На 83-м километре снова остановка, по традиции нужно попросить доброго духа о благополучной дороге, как и прежде я кладу несколько монет и конфет, пассажиры также не стоят в стороне и кладут у дерева у кого что есть: конфеты, сигареты, монетки, ленточки и веревочки.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

Как принято говорить: «Время терпит». Поэтому наш водитель Федор Басов позволяет людям немного погулять по окрестностям и размять ноги, а потом наш автобус снова отправляется в путь.

Люди спокойно едут, кто-то слушает свою музыку через наушники, кто-то обедает, а кто-то просто спит. Возможно не на всех участках дороги это удобно, но каждый знает, что с каждым километром они становятся ближе к Депутатскому.

Где-то на 110 километре снова остановка, есть возможность снова размять ноги, а еще пообщаться с дорожниками – бригадой, которая поддерживает дорогу в нормальном состоянии. Ребята готовятся к началу зимнего сезона – на перевале уже лежит снег, хотя ни в Депутатском, ни в Усть-Куйге его не было. Этакая странность природы на Севере.

«Дороги, которые мы выбираем». О работе Депутатской транспортной компании

База дорожников продумана до мелочей, есть все необходимое для длительной зимовки: ДЭС-ка, боксы для техники, домики для персонала и даже спутниковое телевидение – все это хозяйство охраняет пес, которого за свой внешний вид прозвали — «Черный».

Подхожу к одному из сотрудников и просто интересуюсь: «Михаил Иванович Потапов часто в гости заходит?».

— Конечно, — отвечает он с улыбкой. – Это же его владения, так что куда уж без него. Но медведи у нас здесь смирные, ведут себя хорошо и не хулиганят…

Еще немного поболтали с дорожниками. Скоро зимник, а значит работы у них будет больше.

Затем мы вновь садимся в автобус и часа через три прибываем в Депутатский. Поселок нас встречает вечерней осенней прохладой. Я благодарю за добрую поездку и прощаюсь с нашим водителем Федором Басовым и выхожу из автобуса.

На остановке моего нового знакомого Дмитрия Мыреева и его сына Даниила встречали родные, мы обмениваемся парой слов и расходимся — каждый идет своей дорогой.

В. Туманов

Читайте дальше