Учение и труд
все перетрут…
(народная мудрость)
Для того, чтобы что-то сделать – нужно только захотеть. А для того, чтобы начать, нужно лишь поверить в то, что вам это по плечу. Большинство людей, которые, как они сами говорят о себе: «не могут и гвоздя вбить в стену», многое смогли бы сделать, если бы верили в свои силы и проявили старание – как говорится: не боги горшки обжигают…
Но мастерить, однако, можно по-разному. Можно, например, придерживаясь всех инструкций по сборке конструкции; а можно и к изготовляемым образцам отнестись как к чему-то неординарному, такому, что подтолкнет к поиску собственных способов работы. Работа любителя может быть выполнена по-настоящему профессионально, если подойти к ней по-творчески.
Выражаясь учительским языком — творчество определяется как несогласие с общепринятыми правилами, правда, это рождает новые проблемы, так как в голову приходят множество идей, а той единственной, которая удовлетворила бы все запросы, — нет. Для этого и ввели в школе такой предмет как «Технология».
Технология сейчас это, пожалуй, единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применять знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно хорошо знать геометрию. Знания о природных материалах и производстве — помогут в изготовлении различных изделий. А знание русского языка и литературы – помогут при защите школьного проекта.
Предмет «Технология» является обязательным в программе школьного образования. А сложность в изучении предмета заключается в том, что без соответствующего подхода преподавателя, предмет «Технология» может превратиться в элементарное – «ничегонеделание».
Обычно, когда мы говорим о школе и о школьных предметах, то всегда представляем такие мощные предметы как история, математика, физика, литература, и видеть в учителях мы привыкли умудренных жизненным опытом преподавателей, которые делятся своими знаниями с подростками. В этот раз пришлось изменить сработанный годами стереотип, и написать о молодом преподавателе, такого предмета как технология. Технология – это, по сути дела, те же труды, которые были в далеких восьмидесятых годах, только с поправкой на современность.
Прокопий Слепцов – молодой преподаватель предмета «Технология» в Депутатской СОШ. О своем школьном предмете рассказывает с интересом и уважением.
— Почему вы выбрали в качестве предмета преподавания «Технологию»?
— К своему предмету я шел долго. В 2013 году окончил родную Депутатскую СОШ. Долго думал, куда пойти учиться и чем занять себя – какое-то время просто работал, потом учился на юриста, но немного проучившись, понял – это не для меня, а затем пошел служить в армию.
После армии поступил и окончил Северо-восточный федеральный университет по специальности «технология». Когда меня спрашивают, а чему нас учили – я всегда отвечаю: нас учили, как правильно держать молоток в руках. Главное здесь слово — «правильно».
А вообще я с детства люблю мастерить, рисовать, ходить в походы, играть на музыкальных инструментах – поэтому, когда реально встал выбор будущей профессии, то подумал, что предмет «Технология» создан специально для меня.
— Ваши родители как-то повлияли на выбор?
— Мать у меня врач, а отец работал учителем труда, а затем перешел на работу в службу экологии. Так что можно с уверенностью сказать, что основное влияние на выбор профессии было со стороны отца. Он привил мне любовь к труду как данность. Хотя родители почему-то видели во мне инженера-конструктора.
— Что подразумевает специальность технолога?
— Технология это очень разносторонний предмет, в котором незримо пересекаются все общеобразовательные дисциплины, которые преподают в школе. Наша задача — научить подростков как правильно пользоваться этим на практике, ну, к примеру, как починить или заменить розетку, или какие последствия могут быть от воздействия электрического тока на организм человека. Все эти навыки мы получали в университете, а теперь я делюсь ими со своими учениками.
Опыта у меня достаточно — примерно со 2-го курса мы, студенты, уже проходили практику в различных школах города Якутска. Вначале мы просто наблюдали, как работают школьники на уроках технологии, а затем показывали им, как нужно правильно работать. Как правило, подростки стремились к знаниям, и с готовностью принимали наши замечания.
Нам было легче работать с подростками, так как обычно принято считать, что трудовик это такой взрослый дяденька в большом черном халате, рассказывающий детям о том, как правильно заточить зубило, и подростки относятся к такому преподавателю как к дедушке из деревни. А мы – молодое поколение для школьников как старшие братья – у нас легче налаживался контакт с подростками.
— И чему вы учили молодежь в школах?
— Самое распространенное изделие – это конструирование якутских национальных игрушек – хаамыска и хабылык – это настольные игры, суть которых заключается в подбрасывании камешков и специальных палочек или дощечек. И если с камешками проблем не было, то дощечки подростки вытачивали на уроках технологии. А для того, чтобы все получилось, детей нужно было научить технологиям обработки дерева, а также правилам заточки слесарного инструмента.
Более сложные конструкции и изделия с каждым подростком мы уже разрабатывали индивидуально.
На самом факультете «Технологии» в университете мы создавали так называемые фотозоны – это такие инсталляции, направленные на описание какой-либо темы, например, всем известна инсталляция «Я люблю Якутск». Правда, мы создали фотозону, посвященную своему университету.
— Насколько сложно учиться на кафедре «Технология»?
— Для начала скажу, что в университет я поступил не сразу. Вначале решил просто поработать после школы, а потом пошел служить в армию. Был мотористом на боевом корабле, сначала служил на Тихоокеанском флоте, а потом на Черноморском. И только после службы я уже пошел учиться в университет. Так что скажу, что армия и флот в какой-то степени тоже повлияли на выбор моей нынешней профессии.
Учиться в университете сложно, но не потому, что «технология» не каждому дается легко. Учить приходилось физику, химию, теорию электричества и теорию станков и механизмов – в общем, полный набор технических предметов и дисциплин. Все нужно знать, все нужно уметь и в дальнейшем использовать на практике, то есть — донести до учеников…Мне в этом плане было проще, так как я прошел хорошую армейскую школу, а она многое значит для любого мужчины.
— Как школьники относятся к вам, ведь у вас разница в возрасте не очень большая?
— Относятся как к наставнику или как к старшему брату. Изначально было непросто и с преподавателями, и с учениками, но потом я влился в коллектив, нашел общий язык с подростками и все пошло своим чередом.
Так как я работаю с парнями, то основная моя задача — дать им верное представление о материалах, инструментах и станках. Научить их правильно работать с инструментом, соблюдать технику безопасности, рассказать о возможностях современной техники. Потом можно провести практические занятия, ну и по возможности научить учеников конструкторскому делу. А в будущем мальчишкам пригодятся простейшие навыки электрика, плотника, слесаря.
— А чем занимаетесь в настоящее время?
— Тема следующего урока: «Заточка режущего инструмента» – мы будем изучать, как правильно затачивать стамески и другой слесарный инструмент, а потом как ими пользоваться, и какие изделия с их помощью можно изготовить.
— В школе есть возможность сходить на экскурсию на какое-либо производство и посмотреть, как работают токари или фрезеровщики, мотористы или сварщики?
— Это для нас не проблема, только для этого нужно согласовать данную тему с директором школы, провести инструктаж, пригласить родителей в качестве сопровождающих. Но в настоящее время в нашем учебном плане таких задач нет – мы в работе руководствуемся, прежде всего, учебным планом и программой.
— Ваши коллеги рассказали, что помимо преподавания в школе, вы умеете играть на нескольких музыкальных инструментах, а в школе курируете инструментальный ансамбль.
— Когда я пришел на работу в школу, Петр Петрович — нынешний наш директор — спросил, какие у меня есть навыки помимо профессионального педагогического образования – я сказал, что умею играть на нескольких музыкальных инструментах, и вскоре возглавил репетиции школьного ансамбля «Полярный аккорд».
Игрой на музыкальных инструментах я увлекся еще в годы моего обучения в средней школе, был в те годы у нас педагог-организатор Айсен Колесов, он и привил мне любовь к музыке. Я хорошо играю на гитаре, клавишном синтезаторе, барабанах – но это просто мое увлечение.
Наш школьный инструментальный ансамбль достаточно профессионально играет, и в настоящее время мы готовим концертную программу ко Дню учителя. Будем исполнять песни из репертуара Анны Герман. Выступают в ансамбле ученики 11-х классов.
— Обычно трудовик это не только друг, учитель и наставник, но и организатор различных школьных мероприятий. Вы со школьниками ходите в походы?
— Это немного не по профилю. Здесь много сторонних составляющих – нужен инструктор, медперсонал, согласие родителей и так далее. Если все эти факторы сложить – да, тогда поход возможен. Но в настоящее время о выходах на природу речи не ведется.
— А как вы сами проводите свободное от работы время?
— Периодически в компании с друзьями и коллегами по работе мы совершаем вылазки на природу. Не так давно мы посетили местный Большой каньон и водопад Виктория. Первоначально мы увидели каньон и водопад на фотографиях, а потом воочию – зрелище, конечно, величественное. Сама природа прирожденный мастер и творец, и она способна на такие вещи, от которых нам, людям, потом приходится удивляться. Таких мест в окрестностях нашего поселка очень много, и я надеюсь еще увидеть и другие. А о своих походах я потом рассказываю подросткам, надеюсь, они этим тоже заинтересуются…
Мы продолжали разговор, пока беседу не прервал льющийся из музыкального динамика звук хомуса, означающий перемену.
— Сейчас у меня урок, — проговорил Прокопий. — Нужно подготовиться, так что беседу продолжим в другой раз…
Попрощавшись, я покидаю стены класса, но уже перед выходом спросил у Прокопия.
— А вы первую учительницу помните?
— А как же: Мария Егоровна, преподает во 2-й школе города Якутска. Правда, учился я у нее только один год, потом переехал сюда, в Депутатский…
— А учителя трудов? — не унимался я.
— Карл Данилович Халматов, это ведь он прививал нам знания: как правильно держать в руках молоток – теперь этим занимаемся мы…
Уроки технологии помогают подростку приспособиться к изменяющемуся прямо на глазах миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому шаблону. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, что в конечном итоге помогает приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.
И кто знает, может, из сегодняшних учеников выйдут не только преподаватели технологии, но и мастера по изготовлению якутских ножей и хомусов – нашего народного достояния, а в каждом из ножей будет и частица знаний, полученных на уроках технологии в родной школе…
В. Туманов