Хорошее здоровье —это гонорар… мудрых
Жан Пьер Беранже
(французский поэт-сатирик)
Водители «скорой» работают по 12 часов в сутки, потом отдыхают, потом снова на работу. А вот в гараже «скорой» ни выходных, ни праздничных дней не бывает в принципе. Смена в гараже начинается в девять часов утра, но приходят водители обычно заранее, пройти медосмотр (обязательная процедура для водителей «скорой»), принять машину, осмотреть оборудование, прослушать инструктаж и последние новости в поселке. Потом заправка машины на АЗС, текущая работа – развезти завтрак, собрать анализы – этим обычно занимается «хозяйка», машина для хозяйственных нужд, а дальше в комнату ожидания – ждать срочного вызова. Вызов означает одно – кому-то стало плохо.
Гараж скорой помощи по какому-то странному стечению обстоятельств находится в здании бывшей ВГСЧ – военизированной горноспасательной части, наверное, это и есть его предназначение — спасать человеческие жизни.
Первая моя попытка пообщаться с водителями оказалась неудачной – все водители были на вызовах, вторая прошла более успешно. Срочных вызовов не предвиделось, анализы все собраны и отправлены в исследовательскую лабораторию, завтрак для пациентов больницы развезен по отделениям. Есть время пообщаться и узнать о работе, непростой работе водителя отделения скорой помощи.
В комнате отдыха водителей «скорой» нет ни одного лишнего предмета, все только нужное для работы, а само помещение оформлено скромно, но со вкусом. Несколько картин на стенах создают домашний комфорт, а изображение Святителя Николая – покровителя водителей и болящих, только дополняет его.
На стене, рядом с городским телефонным аппаратом, закреплен список телефонов поселковых служб: ЕДДС, МЧС, ФСБ, Росгвардии, пожарной службы и полиции. Но, несмотря на почти домашние условия, работать водителем скорой помощи непросто, всякое бывает: смешное и грустное, обыденное и жгуче-страстное.
Бригада водителей небольшая, всего пять человек. В то время, когда старший водитель гаража Сергей Левин находится в отпуске, его должность исполняет Александр Флидержинский, сегодня с ним в смене Дмитрий Болгар – водитель «хозяйки» – машины, которая развозит продукты питания и т.п. Их напарники Геннадий Барабанский и Жамсаран Бадмаев отдыхают, сменившись с дежурства.
Александр Флидержинский – потомственный водитель, его отец – Андрей, работал в Депутатской автобазе, водил машины по «северной трассе» — была в прошлые годы такая работа.
— Лето для нас — водителей «скорой» пора самая благоприятная, — рассказывает Александр Андреевич. — Люди в основном в отпусках или в командировках, кто-то уезжает пожить в соседние села, да и болеть никто не хочет в теплую погоду, лучше на солнышке позагорать, поэтому работы и у нас немного. Свободное время можно уделить машине, у нас ведь нет механиков, мы сами и слесари, и механики, и шиномонтажники. А еще можно заняться текущими делами и заботами, коих всегда хватает, ну или просто отдохнуть.
А вот зимой так запросто посидеть и поговорить с трудом получается, машины в гараж практически не ставим – всегда на вызовах: кто-то подвернул ногу, а кому-то совсем плохо – вот и приходится мотаться по поселку.
Александр очень неохотно рассказывает о себе и своей работе водителя «скорой», в основном говорит о коллегах по цеху – медиках, работниках отделения скорой помощи, которые действительно спасают человеческие жизни.
— Работа фельдшеров и врачей скорой помощи – вот у кого нелегкий труд, это о них нужно писать и рассказывать. Знаете, ведь как бывает, приедет фельдшер на вызов, а ему говорят: «Доктор, вы обязаны помочь!», а фельдшер он не Господь Бог. А потом ему приходится всякое выслушивать в свой адрес, писать отчеты и заполнять медицинские карточки… В общем, это они настоящие герои.
А мы что, сел за руль – запустил двигатель – первая передача, вторая… и к месту вызова поскорее, чтобы успеть, время у нас решающий фактор — вот и весь сказ. Ну, а еще, машина должна быть в порядке, колеса запасные всегда должны быть, инструмент, огнетушитель – но это все бытовые мелочи. У меня отец — водитель со стажем, так он с самого детства учил меня как содержать машину в порядке.
— Приходится оказывать помощь фельдшерам «скорой»?
— Конечно, если больному требуется госпитализация, то помогаем носилки с пациентом до машины донести или просто оказать поддержку больному, в общих чертах – исполняем роль санитаров, но это для нас не самое сложное.
— А что для вас самое сложное?
— Очень запоминаются вызовы, которые связаны с детьми. Начиная от падения с больших высот и заканчивая обычными бытовыми травмами. Вот тогда реально понимаешь, насколько бывают беззащитными эти маленькие создания – хочется поговорить с ними, успокоить, помочь.
А представьте, каково это фельдшеру, и как ему потом дома трудно бывает, когда он остается дома один на один со своими медицинскими заботами.
— Бывают случаи, когда приходится приезжать на вызов, чтобы просто констатировать смерть человека?
— Смерть констатирует фельдшер «скорой», приезжает он, как правило, совместно с полицией, мы участия не принимаем, просто терпеливо ждем в машине, пока они заполнят все свои документы.
— Как происходит вызов машины «скорой»?
— Нам звонят по городскому телефону и говорят, чтобы подъехал к отделению «скорой». Садимся сразу за руль и к отделению — забрать фельдшера, а потом к месту вызова — время не ждет. Раньше отделение «скорой» было в этом же здании, но затем его перенесли в здание отделения хирургии – немного неудобно, но мы справляемся, да и уже привыкли.
— А если во время очередного вызова поступает еще один срочный вызов?
— Могут на мобильный телефон фельдшеру сообщение сбросить, тогда с одного вызова сразу выдвигаемся на другой (если машина свободна) – такое тоже случается. Раньше у нас на машинах «скорой» были установлены радиостанции «Motorola», отличные агрегаты, радиус действий огромен, но со временем они выработали ресурс и их заменили китайскими, но у тех радиус действия маленький – выручает мобильная связь.
— Дежурства на «скорой» одинаковы по насыщенности и событиям?
— Бывает по-разному, но, как правило, насыщенной и веселой оказывается та смена, дежурство которой выпадает на праздник, особенно на Новый год. Вот уж когда много вызовов от населения поступает, особенно с «пищевым отравлением» и другими, не менее экзотическими «патологиями». Так что в праздники нам сидеть сложа руки никогда не приходится.
— Какие вызовы считаются самыми сложными?
— Когда ехать приходится за пациентом в Усть-Куйгу. И если в летний период это не создает большой проблемы, то зимой случается так, что всю дорогу приходится «ехать на лопате» – постоянно откапывать машину. На дорогу уходит по несколько часов, и нельзя сказать: «я не смог доехать» – там человек ждет, что за ним приедут и помогут.
— У вас есть мечта?
— Я водитель, ну какая у меня может быть мечта: чтобы машина всегда была исправна, теплый модульный гараж, поближе к отделению «Скорой помощи», хорошая радиостанция, ну и меньше гвоздей на дорогах. Тут недавно мой напарник Дмитрий Болгар как-то заехал в гараж, а у его машины в двух «баллонах» (колесах) торчат гвозди. А «шиномонтажки» у нас в гараже нет, как говорится, «бери кувалду, монтажку и вперед» – но это дело житейское, все водители через это прошли и к такому привыкли.
— В вашей семье есть медики?
— В моей семье чисто медиков-врачей нет, но жена связала свою жизнь также с медициной и работает в местной поликлинике.
А вот у нашего водителя Геннадия Барабанского жена работает фельдшером в отделении «Скорой помощи», переехала к нам на работу из поселка Тикси.
— Как проводите свободное время?
— Как и все водители: дом, семья и друзья. Встречаемся, отдыхаем, ведем разговоры, восстанавливаемся после трудных смен.
— Можно назвать вашу работу интересной?
— Интересной… ну, если учесть, что никогда не угадаешь, куда придется ехать в следующий раз, то, пожалуй, можно. Но такая работа не каждому подойдет, она подходит для тех, кто не любит сидеть на одном месте и привык к постоянному движению — мне она нравится, да и в конце концов, мы же все водители «скорой», и разве можно такой коллектив променять на другой?
Работа водителя скорой помощи – нелегкий труд. Но это они, ежедневно выезжающие на вызовы, совместно с фельдшерами спасают жизни и здоровье людей. Это им приходится не спать, и мгновенно переключаться с одного вызова на другой, да еще с несколькими пострадавшими. Это им приходится готовить машину «скорой» к очередному дежурству или к зимнему периоду, и не каждому такая работа подходит. Но они справляются с ней, и это несмотря на то, что в гараже скорой помощи не бывает выходных дней – день здесь может выдаться спокойным, а вот выходным – никогда.
С П Р А В К А
Скорая помощь – 03
Скорая помощь — мобильный – 8-914-262-56-67
Единая Дежурная Диспетчерская Служба – 2-70-63
В. Туманов