По историческим данным, первые оловодобытчики начали давать олово с 1930-х годов. Прошли годы, и в 1959 году открылась первая начальная школа, где учились всего 11 детей. Через несколько лет поселок стал известен по всему Союзу, и Депутатский ГОК был объявлен комсомольской стройкой. Молодые люди со всех концов Советского Союза стали приезжать в поселок, который начал активно развиваться. Появились новые микрорайоны, и в поселке стали слышны радостные смехи детей. Это создало необходимость в строительстве школ: сначала начальной, затем средней школы в центре, школы в «Мечте» и других образовательных учреждений.
Я приехала в Усть-Янский район осенью 1976 года и успела увидеть расцвет поселка Депутатский. Стала свидетелем появления микрорайонов частных домов, начала строительства многоквартирных домов и Депутатского ГОКа. Хотя я жила в наслеге, жизнь и история поселка проходили перед моими глазами. В 1995 году по семейным обстоятельствам я переехала в поселок Депутатский, и с этого момента моя учительская работа стала неразрывно связана с жизнью поселка.
С благодарностью вспоминаю Светлану Васильевну Кульковскую — замечательного руководителя. Она работала учителем математики, а затем стала руководителем управления образования, внесшим значительный вклад в развитие образования улуса. В то время были требования по формированию определенных педагогических ценностей и образовательных традиций. Все образовательные учреждения, работая под руководством Светланы Васильевны, подготовили хорошую базу для развития детских учреждений и школ. Все школы были снабжены мебелью и техническим оборудованием. Наш улус в то время был одним из северных улусов, который хорошо обеспечивался новыми компьютерными технологиями. Хотя тогда не использовалось слово «наставник», сегодня можно назвать Светлану Васильевну «наставником № 1». Многие учителя нашего улуса сделали свои первые шаги именно с ее помощью. Она всегда встречала и направляла выпускников педагогических учреждений в школы, понимая важность роли учителей как «первопроходцев» в жизни наслегов.
Я устроилась учителем начальных классов в Депутатскую физико-математическую школу и проработала там 22 года. Школа функционировала в две смены; начальные классы занимали три этажа в правом крыле и два кабинета в левом крыле. Директором тогда был Михаил Михайлович Меснянкин, а завучем начальных классов — Виктория Даниловна. Она была требовательной к своим коллегам, но это способствовало нашему профессиональному росту.
Я познакомилась с молодыми учителями, большинство из которых закончили школу в п. Депутатский: Инга Валерьевна Смирнова, Лариса Морозова, Галина Егоровна Иванова (Лебедева), Людмила Тихоновна Устинова (Рожина). Галина Егоровна из Усть-Алданского улуса быстро стала моей подругой; она помогла мне адаптироваться в коллективе, а я делилась с ней методической помощью и опытом работы.
Наши уважаемые коллеги — Наджия Мухтаровна Абдрахманова, Лариса Сергеевна Халматова, Надежда Степановна Бакина, Любовь Дмитриевна Бенс и Любовь Владимировна Филимонова — стали настоящими наставниками для молодых учителей. Виктория Даниловна помогла мне войти в коллектив и почувствовать себя частью большой педагогической семьи.
Юбилей — это не только возможность вспомнить о прошлом, но и взгляд в будущее. Я надеюсь, что наша школа продолжит развиваться и воспитывать новые поколения талантливых и целеустремленных людей.
Я быстро привыкла к новому коллективу, и детям нравилось учить якутский язык. Я стала работать учителем разговорного якутского языка. В то время все дети изучали разговорный якутский язык. Хотя в классе большинство не владели языком, УУО и администрация школы объясняли это тем, что дети должны знать историю, культуру и традиции местного народа. Дети с радостью учили стихи и песни, учились читать и писать.
До сих пор в поселке встречаю детей, которых учила своему родному якутскому языку. Они помнят свои стишки и, встречая меня, говорят их наизусть. Когда бывают концерты, они приводят своих детей послушать якутские песни и танцы. Я радуюсь, что смогла привить интерес к моему родному языку и культуре. Проводила День якутского языка и культуры. Мы танцевали «Осуохай», и очень много детей участвовало в этом танце. Запевалами были желающие, и там я поняла, что можно научить уважать и любить наши песни, игры, сказки, историю и, главное, восхищаться нашим краем.
Сейчас я встречаю детей, которые живут и работают в поселке. Даже проводила среди мальчиков соревнования по «Хапсагай». Сама была судьей. Это уже в здании детского сада, когда начальная школа работала в этом здании. Работая учителем якутского языка, я также работала инспектором по защите прав ребенка. Перед отъездом Светлана Васильевна спросила меня: «Хочу ли я работать в школе?» С этого времени до увольнения я проработала учителем начальных классов. В это время уже была отдельная начальная школа. Руководителем была назначена Тамара Григорьевна, а завучем — Ирина.
В то время в коллектив влились молодые учителя: Светлана Викторовна, Елена Михайловна, Ирина Викторовна, Марфа Егоровна и Ольга Михайловна. Я рада и благодарна, что рядом со мной работали такие уважаемые коллеги; с ними мы учились работать с детьми и находить свои методы преподавания и воспитания. Сейчас я довольна тем, что в нашей школе работают мои ученики: Валентина Робертовна, Прокопий Никитич, а в этом году начал работать мой внук и ученик Александр. Я их учила в начальных классах.
Администрация школы во главе с директором Петром Петровичем проводит много работы по подбору учителей, которые могут обжиться в нашем поселке. Петр Петрович — человек с большим опытом; он собрал вокруг себя молодых специалистов, которые учатся и уже имеют опыт работы с коллективом: Виктория Андреевна и Петр Егорович.
В коридорах и классных кабинетах начальных классов можно увидеть и почувствовать стиль выполнения стандартов оформления коридора и классного уголка, обязательность зеленого уголка, чистоту и опрятность во всех классах. В коридорах установлены стенды, которые рассказывают о том, чем «живет и дышит» первая ступень нашей школы. Решением МО начальных классов и под руководством завуча Натальи Ильиничны Даниловой были обновлены стенды и учебно-дидактические материалы.
Учителя со стажем работы без слов, без приказов становились наставниками по решению МО начальных классов. В школе уже прошли «курс наставника» Людмила Тихоновна, Валентина Робертовна, а сейчас их подопечные — когда-то молодые учителя «две Светланы» (Светлана Викторовна и Светлана Низамовна) и Елена Николаевна — легко вливаются в коллектив.
Думаю и надеюсь, что установленные в школе традиции и новые начинания в сфере обучения и воспитания обретают новый стиль и новые видения. В начальных классах дети учатся коллективизму — тому, что нужно каждому ребенку. Ребенок учится уважать своих одноклассников, учителей и себя. Самое главное — найти с ребенком общий язык, его интерес и уметь открыть его душу.
Учебная и воспитательная работа велась по составленному учебно-воспитательному плану нашей школы. Так как начальные классы являлись первой ступенью средней школы, все мероприятия проходили по утвержденному плану МО начальных классов.
Традиционные даты проходили по календарному плану, и участниками становились не только учащиеся, но и родители. Они вместе со своими детьми учились, проходили мероприятия и вливались в школьную жизнь, становясь помощниками учителей. Вот самая главная истина работы учителей начальных классов — это связь между школой и родителями. Эта традиция работы с родителями с каждым годом становится все более активной и необходимой. Спасибо всем родителям нашей школы!
Хочу передать своим коллегам самое главное: здоровья, уважения, счастья, благополучия и оптимизма.
Маргарита Николаевна Слепцова,
Почетный работник образования РФ;
Учитель учителей РС(Я);
Ветеран педагогического труда РС(Я);
Отличник РС(Я);
Почетный житель МО «п.Депутатский»