Когда готовишься писать очерк о человеке, то всегда заранее планируешь, какие вопросы ему задать, что будет интересно узнать читателям, а что лучше пропустить. Но часто тщательно спланированная беседа идет не так, как хотелось, потому что во время беседы у человека проявляются чувства и появляются воспоминания, которыми он желает поделиться, и вот тут приходится импровизировать. И тогда человек становится словно матрешка, когда за одним удивительным фактом его жизни приходит другой.
А все началось с празднования 150-летия Казачинской средней школы, которое отмечалось в начале апреля. С красивых слов и добрых пожеланий в адрес школы и ее директора М.С. Окороковой, в адрес сегодняшних учеников и выпускников прошлых лет и десятилетий.
Как свидетельствуют архивные документы, в 1874 году в селе Казачье при Спасской церкви была открыта церковно-приходская школа — это вид начальной школы, которые открывались при всех церковных приходах, и предназначались для первичного обучения сельских детей. В те годы в подобных школах изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение и историю.
За 150 лет своей жизни Казачинская школа прошла путь от небольшого церковно-приходского заведения до современного, высокопрофессионального учреждения, укомплектованного грамотными специалистами — педагогами и наставниками.
И за прошедшие 150 лет трудовой деятельности тысячи подростков получили в стенах родной Казачинской школы путевку во взрослую жизнь, а многие из выпускников уже внесли свой вклад в историю родного района и республики. И в те праздничные апрельские дни они и собрались, чтобы поздравить школу с юбилеем и вспомнить, как все это было.
Там моя родина
Среди множества приглашенных на праздник гостей: артистов, работников образования и культуры, административных работников, была и народная мастерица Республики Саха (Якутия) Ирина Пахомова.
Ирина Константиновна является выпускницей 1961 года и свою родную Казачинскую школу до сих пор вспоминает с трепетной любовью и нежностью. Работу педагога считает ответственной, решающей и важной для детей, потому и пошла вначале в педагоги, а потом и в воспитатели, чтобы передать свою любовь подрастающему поколению. Хотя основным своим ремеслом она считает народное шитье.
— Чтобы поприсутствовать на юбилее Казачинской школы, мама приехала из Якутска, — рассказывает Лена Кулачикова, дочь Ирины Константиновны, руководитель Отдела Управления ЗАГСа по нашему району. — Ведь наш район стал для нее точкой жизненного отсчета, стартовой линией, с которой началось ее становление, как народной мастерицы, так и преподавателя в школе и воспитателя в интернате. Хотя соединять эти ремёсла было очень непросто.
Несмотря на то, что мама много лет работает и проживает в городе Якутске, в каком бы регионе ни проходила художественная выставка: в Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине (Ленинградская область) или в Якутске, мама всегда защищает свой район, свою малую родину, и над ее экспозицией всегда установлен транспарант: «Якутия. Усть-Янский район». А на все вопросы журналистов и посетителей она отвечает кратко: «Там моя родина», «Там мой любимый северный край». И даже при изготовлении национальных костюмов мама всегда использует в оформлении северные мотивы и культуру, которые сильно отличаются от мотивов южных. А что такое северный край для северян — может прекрасно рассказать наш знаменитый краевед Николай Попов -Кюндюлюн, хотя это и совсем другая история.
***
Когда мы позвонили Ирине Константиновне в город Якутск, представились и сказали, что из газеты «Заря Яны» и хотим немного побеседовать о ее жизни и об искусстве, на другом конце «провода» нам ответили: «Извините, ребята, я сейчас на народной выставке, перезвоню чуть позже».
Вот такое оно серьезное увлечение — народное творчество.
— Родилась мама в 1942 году, — продолжила рассказ о своей матери Лена Григорьевна. — Дитя войны, как мама сама себя называет…
Вот тебе и первая матрешка, оказывается, моя героиня родилась в самый сложный период, который выпал на долю нашей страны, и если беседа состоится, то ей будет что вспомнить и рассказать.
По законам военного времени
— Как ни странно это звучит, но это действительно так, я дитя войны, — уже позже перезвонив, рассказала нам Ирина Константиновна. — Родилась я в 1942 году.
Наверное, самой судьбой мне было уготовано родиться в годы суровых испытаний, которые выпали на нашу страну и тем более на наш Север. Это были невероятно трудные годы. Я никогда не забуду, как мама кормила нас засушенными лепешками, как соседи делились с нами рыбой, когда нам совсем уже нечего было есть, и как мои братья ставили ловушки на куропаток. Так мы и выжили в непростые годы войны… Поэтому, что такое сплоченность, взаимовыручка и помощь, я знаю не понаслышке, для всех нас это был как закон, который мы пронесли через всю свою жизнь.
Шить и портняжить я училась у своей мамы, она охотно делилась со мною своими знаниями, умениями и секретами мастерства. Поэтому уже в раннем детстве я шила для наших сельских мужчин красивые кисеты для махорки и табака, а взамен мне давали кусочек сахара, рыбку или кусочек материи, из которой я снова шила кисеты. Таким вот странным способом я старалась быть полезной своей семье и нужной людям.
Я была очень мечтательным ребенком и длительное время проводила в тундре, слушая пение птиц, шум ветра и наблюдая за живой природой, все это давало мне творческую поддержку, и так мне было легче придумывать и шить предметы одежды и обихода: рукавички, коврики и другую атрибутику.
Все эти наблюдения пригодились мне в последующей работе в качестве мастерицы.
В 1961 году я окончила Казачинскую школу и поступила в Вилюйское педагогическое училище, окончила его и возвратилась в родное село в качестве преподавателя математики 1-8 классов. Но мне всегда казалось, что я могу сделать для детей больше, чем делаю, поэтому вскоре поступила и окончила Магаданский педагогический институт, и снова возвратилась в родное село, только работать я пошла уже воспитателем в интернат.
Учить детей на Севере всегда было дело непростое: не в каждом селе имеется полноценная десятилетняя школа, в основном, «трехлетка», да и родители редко бывают дома, проводя время на охоте или рыбалке, а дети остаются предоставленными сами себе. И чтобы процесс воспитания не тормозился, всех детей отправляли в наше село, где они и проходили обучение, а жили дети в нашем интернате вплоть до самого выпуска из школы. И таким детям нужно было повышенное внимание и забота, именно поэтому я стала воспитателем в интернате.
— В нашем доме всегда было много детей, маминых воспитанников, — в беседу вновь вступила Лена Кулачикова. — Мама тогда так говорила: «У этих детишек родители далеко и поэтому они скучают по дому и по родителям, вот нам нужно их поддержать, проявить заботу и любовь». Вот мама и проявляла, читала своим воспитанникам сказки, особенно детям нравились книжка «1000 и одна ночь», и всегда заботилась и опекала своих воспитанников.
Так продолжалось долгие годы, но в 1978 году мы переехали жить в город Якутск. Но даже после переезда в Якутск, у нас в квартире всегда было много гостей, особенно когда начинались вступительные экзамены в институтах.
Бывает, пойдешь встречать знакомого человека в аэропорт, а с собой еще с десяток знакомых приведешь. И пока все не расселятся по институтским общежитиям, они проживали у нас – веселые это были годы, есть что вспомнить, поэтому нашу маму до сих пор все ученики вспоминают с трепетной любовью.
Тепло наших рук
— Несмотря на то, что много лет я проработала в школе и в интернате, — продолжает рассказ Ирина Константиновна, — желание шить у меня никогда не пропадало, а наоборот проявлялось все сильнее, поэтому я и устроилась на работу в одну из сувенирных фабрик города Якутска.
Так как сувенир это всего лишь предмет, предназначенный напомнить людям о посещении нашей республики, то мы на фабрике старались создавать уникальные шедевры, и каждый отличался своей неповторимой чертой, характеризующую нашу республику. Вот здесь мне и пригодились мои детские наблюдения за северной природой. К тому же все сувениры создавались только вручную и, как у нас любили говорить, помнили тепло наших рук.
Батик, лоскутное шитье, изготовление унтов и рукавиц, головных уборов и шуб, создание панно, ковров и шляп из конского волоса, так называемый «кыл», все это мне пришлось освоить, всем этим теперь я владею в совершенстве.
Несколько лет я проработала учителем начальных классов, а затем преподавателем предмета «Технология» в Мархинской средней школе, г. Якутске. А после перешла на работу в новую Якутскую городскую национальную гимназию, где мне предоставили возможность для творческого развития и самореализации, а также передачи знаний и опыта подрастающему поколению в области прикладного искусства народов Севера.
Говоря о народном творчестве народов Севера, хочу сказать, что эта тема меня интересовала и волновала с самого детства, поэтому, чтобы изучить подлинную технику шитья северных мастеров, я общаюсь со старожилами нашего края, а также с другими народными мастерами, перенимая и передавая опыт. Все это позволило мне внести свой вклад в дело сохранения первоначального искусства и культуры северных народов.
А в настоящее время я провожу мастер-классы, встречаюсь с молодежью, передаю свой опыт, делюсь секретами мастерства.
— А с одноклассниками встречаетесь?
— К сожалению, но по объективным причинам – нет. А вот с учениками встречаемся очень часто, и нам есть что вспомнить.
— Многие мамины ученики и по настоящее время живут и здравствуют, работают на благо нашего района и республики, — снова взяла слово Лена Григорьевна. — Так, Надежда Макарова работает учителем в школе родного села Казачье, а Анна Томская живет в поселке Депутатский, преподает в Депутатской средней общеобразовательной школе якутский язык и национальную культуру Республики Саха (Якутия). И это не полный список маминых учеников.
А дальше произошло невероятное: двери кабинета управления ЗАГСа, где проходила наша беседа, открылись и на пороге появилась А.И. Томская, преподаватель якутского языка Депутатской средней школы. Узнав предмет нашей беседы, Анна Ивановна согласилась ответить на несколько вопросов.
— Сама я родом из села Хайыр, отучилась там три класса, а затем, как и все наши дети, поехала в интернат в село Казачье, на полное государственное обеспечение: от одежды до учебников.
Заведовал интернатом Александр Петрович Григорьев. А воспитателями у нас были Мария Горохова и Ирина Пахомова. Все выходные и праздничные дни мы проводили в гостях у Ирины Константиновны. В интернате мы ее называли «наша вторая мама».
— Анна Ивановна, Вы педагог с огромным стажем, более сорока лет. Раскройте нам секрет, а сами в школе хорошо учились?
— Училась я неплохо, но уровень подготовки в Казачинской школе оказался настолько высоким, что мне его хватило для того, чтобы поступить и окончить один из педагогических университетов Москвы. А что касается снабжения интерната, то оно было поставлено лучше, чем снабжение южных районов Якутии.
— Не жалеете, что связали жизнь с преподавательской деятельностью: работа с детьми, ответственность перед будущими поколениями и все такое?
— Нет, не жалею, мне нравится моя работа, и нравится работать с детьми. У меня самой были хорошие учителя, наставники и воспитатели, так что нужно передавать эстафету дальше.
Снова возвращаемся к разговору с Леной Григорьевной.
— Кто-нибудь из маминых учеников занимается народным шитьем?
— Есть у нас в республике художник, председатель Союза художников Юрий Спиридонов. Его дочь – Кюннэй пошла по маминым стопам, только не по педагогическим, а по творческим –занимается народным шитьем, хотя помимо этого, она и прекрасно рисует.
— Ваша мама великолепно шьет, но помимо этого стала отличным педагогом и воспитателем, а почему так получилось?
— Все из-за ее старшей сестры Елены, та всегда говорила, что хочет стать учителем, и стала, вот мама и пошла по ее стопам, а шитье это было увлечение, хобби, но с годами оно переросло в нечто более значимое и нужное.
Даже в село Казачье мама привезла часть своей выставки и продемонстрировала землякам, многие народные мастера берут с нее пример, но некоторые выбрали совсем другой жизненный путь. С одним из маминых воспитанников мы и встретились в с. Казачье.
«Кулар» — как много жизни в этом звуке
— Александр Барабанский — один из бывших маминых учеников, приехавший в село Казачье на юбилей школы. Узнал, что на праздник прибыла столь почетная гостья, пригласил нас с мамой к себе в гости, в поселок Кулар, — продолжает свой рассказ Лена Кулачикова.
Несмотря на то, что поселок Кулар как городское поселение давно отсутствует, тем не менее, жизнь в нем продолжается, там работает оленеводческая община Александра Барабанского. Он каждый год обновляет вывеску «Кулар», чтобы проезжающие знали – здесь живут и работают люди.
От самого Кулара осталось всего несколько разрушенных строений, да две градирни от старой электростанции, как памятник некогда солидному поселку, ведь там был свой аэропорт, который и «обслуживал» весь Куларский куст.
Саша Барабанский для меня всегда был как старший брат, и когда он проходил военную службу в Монгольской народной республике, то прислал нам с мамой письмо и свою фотографию в военной форме. И я помню, как бегала по улице с его снимком в руках и всем друзьям и знакомыми рассказывала, какой у меня замечательный брат – военный и служит за границей.
Поэтому, когда Александр пригласил нас с мамой к себе в гости, то, естественно, мы согласились. Так что прямо с торжественного мероприятия по случаю юбилея Казачинской школы Александр нас усадил в машину и повез в поселок Кулар.
Оленеводческая община, которую возглавляет Александр Барабанский, включает в себя стадо оленей и небольшое поселение, состоящее из нескольких домов, а также гаражи, склады и т. п. Все строил вместе со своими помощниками и своими руками.
Так как электричества в Куларе нет, то в общине имеется своя дизельная электростанция, поэтому во всех домах уютно и тепло, за работоспособность ДЭС-ки отвечает дизелист Александр Слепцов. А вообще, в общине каждому её служащему определены свои рабочие обязанности и каждый осознает свою ответственность. В память о былом величии поселка в доме у Александра висит большая фотография старого Кулара, на которой еще можно увидеть школу, больницу, широкие улицы и жилые дома.
По приезде в общину нам устроили радушный прием, по-домашнему трогательный. Повар Елена Горохова и ее помощник Виталий Слепцов приготовили по этому случаю праздничный обед. Готовить местные повара умеют прекрасно, да оно и понятно, плохих поваров держать здесь не будут.
Один из помощников Александра, оленевод Юрий Неустроев, очень хорошо поет, и его песни не позволяли нам грустить и скучать. В своих песнях Юрий воспевал и восхвалял родные сердцу просторы и красоты, было очень уютно в такой компании. Это как семья, которая, собравшись после долгой разлуки за большим праздничным столом, вспоминает дела минувших дней.
Весна в самом разгаре, а Кулар находится на равнине, плоской, как ладонь. И солнце, которое практически не прячется за горизонтом. Поэтому после торжественной встречи решили немного погулять по окрестностям и сфотографироваться на природе. Для этого всех работников общины мы переодели в народные костюмы, и просто фотографировали на фоне северных красот, получилось, как будто люди сошли со старых фотографий прошлых… даже не лет, а веков. Только вот фотографии у нас были цветные, а не как в прошлые века — черно-белые.
А потом Александр Барабанский вместе со своим помощником Спиридоном Гороховым показали нам, как оленеводы перегоняют стадо оленей, как говорится, во всей своей красе. Это невероятная по зрелищности картина, которая напоминает живую реку, только не чистую и голубую, а бело-серую, а еще над такой «рекой» поднимается пар от дыхания животных, а шум от бега оленей по снегу напоминает шуршание, как будто горячее молоко вливают в рис.
Домашние олени совсем не пугливые, они с интересом наблюдали за нами и позировали нам во время фотосессии и видеосъемки, после чего заслуженно получили «дополнительный паёк корма».
Два дня мы с мамой отдыхали в Куларе у Александра, а потом попрощавшись, вернулись в поселок Депутатский, так и закончился этот наш небольшой отпуск. Маме еще предстояло провести мастер-класс в центральной библиотеке п. Депутатский.
Вот такая она жизнь у Ирины Константиновны Пахомовой, постоянно в творческих делах и заботах о будущем поколении, когда одним необходимо передать секреты швейного мастерства, а другим – просто дать теплоту своего сердца…
— Лена Григорьевна, у Вашей мамы есть жизненные принципы, которыми она руководствуется?
— «Жить нужно так, как и шьешь, без остановки, а если остановился, то все… конец», этим правилом нужно жить, этим правилом она и живет…
В. Туманов