Семь нот к успеху. Депутатская школа искусств выпускает талантливых и одаренных детей

Когда люди говорят о музыке, первое, что им приходит на ум, — это концерты, овации, автографы и цветы от поклонников. И лишь немногие знают, что такое музыка. Музыка — это кропотливый ежедневный труд, настроенный на результат, который можно сравнить с добычей руды в шахте (как бы это ни казалось странным).

Но все начинается с обычной музыкальной школы, как их называли в далекие времена, или детской школы искусств, как их называют сегодня. Все начинается с ноты «до», если ребенок выбрал класс «Фортепиано», с первого шага, если класс «Хореографии», или с первого мазка кисти, если отдал предпочтение классу «ИЗО».

Татьяна Ковтун, директор Депутатской детской школы искусств, с выбором цели в жизни определилась еще в детстве и четко следует намеченным курсом. За ее спиной — конкурсы и концерты, победы и дипломы, и десятки выпускников ее школы, которые так или иначе связали свою жизнь с миром музыки и искусства.

Татьяна Анатольевна расскажет о том, каково это — связать свою жизнь с миром искусства, что остается за кулисами и что происходит, когда на сцене гаснут софиты, а зрители расходятся по домам.

 

От школы искусств к музыкальной школе

Но главный вопрос всегда остается педагогическим:

Насколько в нашем районе востребовано дополнительное образование?

— Если обратиться к научному определению «искусство», то это возможность для людей обогатить свой мир духовно, изучая красоту отдельных элементов этого мира.

То есть, если родитель желает, чтобы его ребенок был духовно развит, мог свободно рассуждать о Бахе или Левитане, сделал свою жизнь насыщенной и интересной, а в дальнейшем изменил окружающий мир, то школа искусств — это самое подходящее место для ребенка.

В настоящее время в нашей школе обучаются 113 подростков по самым разным направлениям.

Семь нот к успеху. Депутатская школа искусств выпускает талантливых и одаренных детей

Помимо Депутатской детской школы искусств, в нашем районе работают два филиала: школа искусств в с. Казачье, в которой обучаются 87 детей, руководитель — Наталья Абрамова, и школа искусств в п. Усть-Куйга, в которой обучаются 36 детей, руководитель школы — Эльвира Бойченко.

И подростков, желающих петь, играть на пианино, рисовать или танцевать, с годами не становится меньше, поэтому скажу так: дополнительное образование в нашем районе очень востребовано.

Ведь помимо того, что это интересно и познавательно, после окончания школы искусств выпускник получает свидетельство государственного образца, которое открывает дорогу во все художественные учебные заведения страны.

То есть к семнадцати годам у ребенка будет два аттестата, и в дальнейшем такой дополнительный багаж знаний может здорово пригодиться в жизни.

— Как много направлений учебы может предложить детская школа искусств?

— В нашей школе искусств дети могут выбрать следующие направления: «Фортепиано», «ИЗО», «Хореография», «Фольклор» и «Вокал».

Преподавание ведется на высоком профессиональном уровне, об этом красноречиво говорят наградные листы, почетные грамоты и дипломы победителей различных конкурсов. Так что, если у кого-то из подростков есть тяга к миру искусства и творчества, милости просим к нам в школу.

— С какого возраста детская школа искусств принимает детей на обучение?

— Так же, как и обычная школа, с 6-7 лет. Обучение продолжается 8-9 лет — это так называемая предпрофессиональная программа. Для детей, которые поступили на обучение в 12-13 лет (бывают и такие случаи), обучение длится 3-4 года — это так называемая общеразвивающая программа.

При подготовке по общеразвивающей программе, если ребенок успевает учиться, возможно поступление и на второе отделение, например: «Фортепиано» — «ИЗО», «Фортепиано» — «Хореография». Это объясняется тем, что программа общеразвивающего курса проще и рассчитана, как принято говорить, «для себя».

Прохождение курса по общеразвивающей программе дает право на поступление в средне-специальные и высшие художественные учебные заведения. При поступлении абитуриенту придется пройти дополнительный творческий конкурс; то есть что-либо сыграть, спеть, станцевать и нарисовать, причем это нужно сделать лучше, чем другие поступающие.

Предпрофессиональная программа подразумевает учебный план, как в обычной школе, и нацелена на более серьезный результат, так как именно в этом и заключается весь смысл дополнительного образования в детской школе искусств.

— Обучение в школе искусств платное или бесплатное?

— С 2012 года обучение в нашей школе бесплатное. С одной стороны, это хорошо, так как существенно расширяет круг желающих поступить в школу искусств, но с другой стороны, снижается родительский контроль за детьми.

К тому же некоторые родители считают, что школа искусств — это нечто вроде кружка «умелые руки». Школа искусств — это не кружок, мы предоставляем детям полноценное профессиональное образование, только вместо русского языка и математики, которые преподают в средней школе, мы преподаем художественное искусство в самых различных его проявлениях.

Семь нот к успеху. Депутатская школа искусств выпускает талантливых и одаренных детей

— Насколько трудно обучаться в школе искусств, возьмем, к примеру, ваш класс, класс «Фортепиано»?

— Музыка — это та же математика. А как вы считаете, математика — сложный предмет? Вот так обстоит дело и с музыкой: разница лишь в том, что в математике цифры, а в музыке — ноты; в математике числа, а в музыке — аккорды. И эти аккорды превращают музыку в источник вдохновения, удивляют и дарят прекрасные моменты и эмоции.

Поэтому скажу так: учиться музыке непросто, это так же, как и в математике — учиться решать сложные дифференциальные уравнения, зная лишь названия цифр. Но с годами подготовки появляется умение, приходит опыт, и тогда обучение становится легче.

— А можно обучаться в вашей школе одновременно по нескольким направлениям?

— Нет, как принято говорить, «или-или», так как учиться сразу на нескольких отделениях будет сложно. Ведь в программу обучения по классу «Фортепиано» входят такие предметы, как «Специальность», «Ансамбль», «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Музыкальная литература» — итого до 14 часов в неделю. Если попытаться обучаться на еще одном отделении, то нагрузка резко увеличится. А ведь помимо школы искусств есть еще и средняя школа, где каждый день по семь уроков, есть домашняя самоподготовка и дополнительные уроки. В общем, подростку будет трудно осваивать сразу два направления искусства.

Но из каждого правила есть исключения, и у нас в школе искусств есть дети, которые обучаются сразу на двух отделениях и всюду успевают — они невероятно талантливые.

 

Мелодия рождается из труда

— Как замотивировать детей идти учиться в детскую школу искусств?

— Вообще, дети с удовольствием идут учиться и получают знания, а главный показатель нашей эффективной работы — это участие в различных конкурсах, выезды на фестивали, а также победы на них. Это и есть лучшая мотивация для поступления в школу искусств.

Прекрасным стимулом к получению художественного образования являются и зрители на отчетных концертах, и дружные аплодисменты — а это уже называется популярностью и славой.

— Каков конкурс в средние и высшие художественные учебные заведения?

— Бывает пять человек на место, бывает и десять — все зависит от факультета и самого учебного заведения. Но работники в области культуры и искусства, особенно одаренные и талантливые, всегда востребованы. После успешного окончания художественных учебных заведений вчерашние студенты возглавляют дворцы культуры и театры, школы искусств и филармонии.

Все эти организации продвигают культуру в массы, делают наш мир краше и интереснее. Ну и не последнюю роль играет зарплата — она у работников культуры на приемлемом уровне, государство уделяет должное внимание развитию культурного уровня в стране.

— Самый насущный вопрос, ответ на который заинтересует многих: каково это — учиться в среднем или высшем художественном учебном заведении?

— Путь на большую сцену очень труден и долог, и для начала нужно в совершенстве освоить все дисциплины, которые изучаются в школе искусств: «Сольфеджио», «Музыкальную литературу» и так далее (мы рассматриваем класс «Фортепиано»). А потом начинается самое сложное…

Пару лет назад одна наша выпускница поступила в Высшую школу музыки, но через два месяца оставила ее и вернулась домой. Мы, естественно, поинтересовались у нее о причинах возврата, и она рассказала нам во всех подробностях, на каком уровне ведется подготовка в Высшей школе музыки.

Семь нот к успеху. Депутатская школа искусств выпускает талантливых и одаренных детей

С девяти часов утра и до обеда идут стандартные теоретические предметы и занятия, а вот после обеда и до вечера все студенты играют гаммы и разучивают музыкальные произведения, и так по девять часов в день без выходных!

Известно высказывание Людвига ван Бетховена, которое цитируют во всех музыкальных школах: «Если я не играю один день, то на следующий день это замечаю я; если не играю два дня, то это замечают мои друзья; а если три дня — то уже это замечает моя публика».

Музыка во всех ее проявлениях — это не работа, это каторжный труд, но результат такого труда: сольные концерты, аплодисменты восхищенной публики, цветы от поклонников и, конечно же, слава и почет.

— Как много ваша школа выпустила подростков, которые связали свою жизнь с миром искусства?

— За последние пять лет 25 выпускников школы искусств нашего района так или иначе связали свою жизнь с миром искусства, и это говорит о качестве нашей подготовки.

Учебные заведения и факультеты, которые выбрали выпускники, самые различные: от архитектуры и дизайна до режиссерских и педагогических (имеется в виду профессия преподавателя в школах искусств).

Так, одна из наших бывших выпускниц, Александра Реброва, вернулась в родной район и в настоящее время работает преподавателем предмета «Музыка» в Депутатской средней общеобразовательной школе.

А двое наших выпускников: Игорь Феглер из п. Усть-Куйга и Айнана Готовцева из с. Казачье поступили на режиссерский факультет Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) в г. Якутске — это очень престижное учебное заведение в нашей стране, а заодно и путь к большой сцене.

— Как вы сами относитесь к сцене?

— В прошлом мне приходилось работать организатором и ведущей различных мероприятий, поэтому на сцене я чувствую себя довольно комфортно. У меня нет страха перед ней, и даже если я ошибаюсь во время выступления, то продолжаю играть, и зритель этого не замечает — это называется импровизация и опыт.

Во время выступления на сцене нет места волнениям; после выступления можно плакать и кричать, а на сцене ты главный, и на тебя все смотрят — об этом нужно постоянно помнить.

Мы учим наших учеников не бояться сцены, объясняем, что именно сцена раскрывает все их подлинные таланты и потенциал, а это работа ради собственного блага и финансового благополучия.

Поэтому, если ребенок мечтает о новом смартфоне или о блогерстве как о способе зарабатывания денег, то сцена ему не подходит.

 

Талант требует трудолюбия

— А бывает так, что подростки, будучи разочарованными в художественном образовании, оставляют школу искусств?

— Конечно, бывает. Со временем у подростков появляется усталость, приходит апатия и безразличие к обучению. Не всегда получается побороть страх перед сценой и публикой, и тогда подросток говорит о том, что хочет покинуть школу искусств. Но мы стараемся не допускать «отсева» детей и удержать их от опрометчивого поступка. Для этого мы снижаем учебную нагрузку, переводим на более легкий уровень подготовки. В общем, всячески стараемся удержать подростка в стенах школы, и нужно отдать должное — наша тактика срабатывает, и подросток продолжает обучение. Возможно, в будущем он и не станет великим композитором или художником, но добрая память о годах, проведенных в школе искусств, у него останется.

Семь нот к успеху. Депутатская школа искусств выпускает талантливых и одаренных детей— За последние сто лет в мире появились новые имена, такие как Бах или Бетховен?

— Появилось много хороших композиторов, но Бах и Бетховен — это совершенно другой уровень, это легенды мировой музыки, это была великая эпоха, это были великие люди… Их творчество оставило неизгладимый след в истории музыки, и их произведения продолжают вдохновлять музыкантов и слушателей по всему миру.

— Как формировалась ваша карьера музыкального педагога?

— В моей семье не было музыкантов, но мне нравилось играть на пианино, поэтому я решила стать пианисткой. Окончила музыкальную школу по классу «Фортепиано», потом поступила и окончила Кыргызское государственное музыкальное училище имени Мураталы Куренкеева — училась четыре года также по классу «Фортепиано».

Моя учеба была незабываемой: мы сутками сидели за роялем, спали в классе на стульях, мы жили музыкой и ни о чем другом не думали.

Из музыкального училища нас выпустилось 22 студента, двое продолжили обучение дальше, и один из выпускников впоследствии стал популярным композитором.

А в 2019 году я поступила в Арктический государственный институт культуры и искусства (АГИКИ) на специальность «Музыкальная педагогика».

Если подсчитать, то 16 лет я отдала только музыкальному образованию и повышению мастерства, но я была готова к этому, так как с самого детства знала, чем буду заниматься в жизни.

— Какие советы вы можете дать родителям ваших воспитанников?

— Развивайте своих детей духовно, вне зависимости от того, свяжет ли ребенок свою дальнейшую судьбу с музыкой и искусством или выберет другое направление в жизни и другую профессию.

Духовность (не обязательно религиозная, это отдельная тема разговора) — это стремление человека к высшим ценностям жизни. Именно в духовности человек ищет ответы на вечные вопросы: что есть истина, добро и любовь. Искусство поможет найти ответы на все эти вопросы, ведь недаром Федор Достоевский сказал: «Красота спасет мир».

Вот к красоте, как одной из составляющих духовности мира, и нужно стремиться…

— В одном из выступлений на концерте вы сказали: «Доброе слово, мудрый совет и грамотный подход к обучению — это те составляющие, которые помогают раскрыть талант у ребенка». Как это проявляется на практике?

— Все работники нашей школы искусств — это талантливые и опытные педагоги, которые готовят новую смену, настоящие творческие кадры; специалистов для Домов культуры, детских садов, школ искусств и музыкальных училищ. Мы создаем духовное наследие страны, и этот факт мы пытаемся донести до подростков на своих уроках.

Мы стараемся оторвать подростков от бессмысленного мира виртуальных игр и компьютерных развлечений и привлечь детей к прекрасному миру музыки и искусства. Мы доходчиво объясняем нашим ученикам, что блогеры приходят и уходят, а музыка остается. Ведь музыка — это зеркало души, в котором отражается Вечность. На этом неоспоримом факте мы и основываем преподавание в нашей детской школе искусств.

В. Туманов

Читайте дальше