Есть люди, которые мечтают что-либо сделать в своей жизни, а есть те, которые воплощают свою мечту в реальность, наслаждаясь потом результатами своей победы над самим собой.
Придумать то, что никто до тебя не делал, не обращать внимания на мнение других, выбрать верное направление, поверить в свои силы и двигаться вперед…
Только у волевого и зрелого человека достаточно сил, чтобы преодолевать все трудности, встречающиеся на пути. Только сильный человек, встречаясь с проблемой, ищет пути ее решения, а не отхода, и выходит из кризисной ситуации, восприняв её как новый личный опыт, который делает человека сильнее. В противном случае несбывшиеся мечты становятся нереализованными иллюзиями и пустыми фантазиями.
Так в чем секрет тех людей, которые свои мечты легко превращают в реальность?
Виктора Ивановича Атласова привел в редакцию хороший знакомый — Владимир, он тоже из одной поселковой туристической группы. Привел и представил:
— Знакомьтесь, — проговорил Владимир. — Виктор Атласов, землепроходец. Пришел к нам в гости.
Каждый северянин знает, что беседа лучше всего проходит за чашкой горячего чая и, разместившись в редакционной столовой, началась наша беседа.
Первый километр я прошел в Саратове
Виктор Иванович прилетел самолетом из Якутска. До самого города шел пешком от железнодорожной станции Нижний Бестях, реку Лена переплыл на лодке – одноместной, надувной.
Одет скромно, на нем обычный, выгоревший от солнца и ветра походный костюм и майка с логотипом «Рязанский музей путешественников». В музей его взяли на работу на должность научного сотрудника, корочки сотрудника музея дают ему право ходить во все музеи страны бесплатно.
— Что у Вас записано в трудовой книжке?
— Сразу хочу уточнить, я не профессиональный путешественник как Виталий Сундаков, и записи в трудовой книжке о том, что я путешественник, у меня нет. В прошлом у меня была запись — «инженер строитель», а сейчас, так как я числюсь сотрудником Рязанского музея путешественников, — «научный сотрудник».
А вот по состоянию души я «землепроходец», я сам применил данную профессию по отношению к себе и с этим иду по стране.
Также я турист-одиночка, а это значит, что в команде я не работаю, команда, это дополнительный груз — груз ответственности. За себя отвечать проще, да и случись что на маршруте – будет меньше хлопот. Но если быть до конца искренним, то я всегда чувствую, что я в пути не один, и что за мной кто-то приглядывает…
— Когда Вами был пройден первый километр?
— Родился я в городе Куйбышеве (сейчас это Самара), потом мы переехали в Саратовскую область и, будучи ребенком, я стал периодически уходить гулять за город, за десяток километров от дома. Несмотря на свой совсем юный возраст, меня не пугали неизвестные маршруты и нехоженые тропы, я легко ориентировался на местности и складывалось впечатление, что все это великолепие было создано специально для меня.
Будучи взрослым, перебрался жить в Рязанскую область, обошел всю ее пешком и объехал на велосипеде, а когда понял, что все это мне по силам, стал захаживать и в соседние области.
После института поступил на работу в проектно-строительную организацию, проектировал города и строил дороги. Начальник у нас был хороший, за выполненную работу выплачивал премиальные и давал отгулы, в общем, к обычному отпуску у меня набегало еще несколько свободных недель, поэтому времени у меня было достаточно, чтобы попутешествовать уже по стране.
— Когда был осуществлен первый серьезный поход?
— Это был 1988 год, я отправил свою семью отдыхать на Черное море, а сам из Рязани на велосипеде «рванул» в Ленинград, оттуда в Прибалтику, а потом в Белоруссию и Украину… тогда границ не было, мы все были единым Советским Союзом – СССР.
В начале девяностых прошел от Рязани до Мурманска, это почти 2 000 километров, потом был Крым. Ну, а потом у меня возникла идея обойти всю Россию, где пешком, где на велосипеде, а где и на надувной лодке.
После 2000-х годов стал понемногу осваивать Сибирь и Урал. Первый раз приехал в Якутию, когда шел пешком в Магадан — от прогулки по «магаданской трассе» остались незабываемые ощущения… Однажды «шел» на лодке по реке в п. Чульман, и на берегу увидел памятник погибшим туристам-водникам — одинокая алюминиевая байдарка. Грустное зрелище, но такое иногда случается — река ошибок не прощает.
— Как родилась идея обойти пешком всю Россию?
— Сама идея у меня появилась в середине девяностых, когда я путешествовал по Рязанской области. По пути мне часто встречались туристы, но в основном это были иностранцы, их всегда интересовала наша страна, а вот российских туристов было очень мало, если не сказать больше — не было вообще. Вот тогда я решил, что нужно устранить этот пробел и в качестве примера решил сам пройти всю Россию пешком. Я знал, что это будет непросто, но мой принцип прост: «что сделал один, то может сделать и другой». В общем, предстоящие трудности меня не пугали.
Свой проект я назвал «Объять необъятную», эти строки взял из стихотворения Михаила Ножкина: «Я люблю тебя Россия».
***
Ты размахом необъятная,
Нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна
Чужеземным мудрецам…
Так с 2005-го по 2019 годы я прошел все регионы нашей страны. Сейчас реализую очередной проект — «Полярная Россия». Хочу пройти от границы с Норвегией – это северо-запад Мурманской области до Берингова моря. В настоящее время я уже прошел 13 тысяч километров, сейчас прохожу последнюю тысячу.
— А кем мечтали быть в детстве?
— В детстве мечтал быть зоологом или геологом, хотел изучать животных или ходить по горам и собирать камни, но не получилось, вмешались семейные обстоятельства. Поэтому поступил в политехнический институт на строительный факультет. Но тяга к путешествиям сохранилась, так же, как и тяга к собирательству камней, вот в районе Нижнего Бестяха закопал в лесу коллекцию камней, на обратном пути подберу. Надеюсь и в вашем регионе пару камешков удастся взять на память.
— Куда двигаетесь дальше?
— В вашем поселке небольшой отдых, «дозаправка» провизией, предметами первой необходимости, и пешком в Усть-Куйгу. Из Усть-Куйги на весельной лодке до поселка Тикси – это последняя точка моего маршрута, а потом на корабле «Механик Кулибин» (если он еще ходит) до Якутска – и, можно сказать, что этот полярный поход закончен. Потом поеду на Дальний Восток, немного погощу у приятеля и в конце сентября поеду домой в Рязань.
— А правда, что в Рязани грибы с глазами?
— Правда, это у нас в Рязани целый бренд, несколько десятков глазастых грибов расставлены по всему городу. Туристы любят фотографироваться рядом с ними, покупают сувениры, значки, фигурки и т.д. Вот как можно с пользой для города использовать обычную поговорку.
Дороги созданы специально для меня
— Как ориентируетесь в тундре, в горах?
— Спутникового навигатора как такового у меня нет. Есть карты, есть компас, при ориентировании могут помочь и природные ориентиры: где есть — звезды, ну и, естественно, Солнце, которое всегда встает на востоке. В общем при соответствующей подготовке научиться ориентироваться на местности можно без проблем. Нужно только уметь пользоваться тем, что имеешь, и тем, что дает сама природа.
А из чудес современной техники у меня только старенький радиоприемник, чтобы слушать новости, фотоаппарат и обычный кнопочный телефон. Телевизор не смотрю принципиально, считаю просмотр телепрограмм пустой тратой времени, сил и нервов.
— Как прокладываете свой маршрут?
— Иду я в основном в теплое время года, зимой работаю в Рязанском музее. Маршрут прокладываю так: выбираю «точку прибытия» и двигаюсь к ней пешком, а когда дохожу, — возвращаюсь домой, только уже наземным транспортом.
На следующий год приезжаю к очередной «точке отсчета», и от нее продвигаюсь пешком к намеченной следующей «точке прибытия», а когда добираюсь, домой снова возвращаюсь наземным транспортом. И так из года в год я прохожу по стране свои километры.
Средняя скорость движения на маршруте – 4 км в час, быстрее не иду, экономлю силы, так как в противном случае больше времени уйдет на восстановление.
Помимо этого, стараюсь, чтобы по возможности маршрут проходил через населенные пункты, в которых есть магазины, чтобы пополнять запасы продовольствия. Оружия у меня нет и охотиться на дичь я не могу, поэтому питаюсь только тем, что покупаю в магазинах или дают «на дорожку» обычные люди.
— Сколько весит рюкзак?
— 45 килограммов. Если по маршруту есть дорога, то беру тележку и качу ее, если дороги нет, то иду с рюкзаком за плечами. Если есть возможность, то в дороге использую велосипед.
— Что входит в комплект укладки рюкзака?
— Минимальный набор необходимых вещей, сменный комплект белья, аптечка, палатка, насос, лодка, весла, газовая печка, посуда, все это составляет основную массу рюкзака, поэтому на продукты места уже практически не остается, потому и приучил себя пользоваться минимумом, ну или, как принято говорить, идти на «голом энтузиазме». Все свои походы я планирую, исходя из заработанных средств и пенсии, поэтому основной мой пищевой рацион это различные каши и сухое молоко. Также перед очередным походом стараюсь немного набрать вес, чтобы во время похода был определенный «запас провизии».
— Как вы следите за своим здоровьем и состоянием во время походов и дома?
— За все время своих походов я заболел только один раз на Индигирке, в районе Белой Горы. Скорее всего, подхватил простуду в самолете, пока летел к новой точке отсчета. Тогда мне пришлось десять дней проваляться в палатке, это было страшное ощущение, а учитывая, что в аптечке у меня нет никаких антибиотиков, то болезнь потрепала меня очень сильно. В тот год я сумел дойти только до поселка Чокурдах, хотя планировал дойти до Черского. В общем, я так ослаб за время болезни, что рисковать не стал и с Чокурдаха возвратился домой…
А так, со здоровьем проблем не бывает, и к врачам я не обращаюсь вообще, последний раз у стоматолога был в детстве.
Ну, а когда работаю дома, то прохожу не менее пятнадцати километров в день, это позволяет держать себя в прекрасной физической и моральной форме и подготовить себя к новым маршрутам.
— Но в поселок Черский Вы все же потом попали?
— Да, когда шел на Чукотку. Путь на Чукотку как раз проходил через поселок Черский, центр Нижнеколымского района. До 2005 года Чукотка была закрытым регионом, сейчас она открыта, но там погранзона и пограничный контроль.
Когда я пришел в п. Билибино, в поселке меня встретили пограничники, ну и, естественно, задали стандартный вопрос: «откуда, куда, зачем?». Я им объяснил — землепроходец из Рязани, пришел на Чукотку пешком. Пограничники удивились, для профилактики немного пожурили, выписали пропуск и отпустили с миром.
— А Вам приходилось бывать за границей?
— Да, и это была очень смешная история. Я прошел через соседний Казахстан, когда шел пешком из Кургана в Омск, причем специальные «проходные» документы не оформлял, так как шел «лесными тропами». Ну а когда уже выходил с территории Казахстана в Российскую Федерацию, то казахстанские пограничники похвалили за энтузиазм и выписали пятидневный пропуск «на дорожку», так что можно сказать, что за границей я побывал…
А вот наши пограничники пожурили за переход границы без соответствующих документов, хотя и отнеслись к моему увлечению с пониманием, в общем, как говорится, повезло.
— А в Калининграде были?
— Нет, с этой областью у нас нет общей границы, а у меня нет загранпаспорта, поэтому пешком по Калининградской области у меня вряд ли получится прогуляться, и данный регион для меня остается недоступным.
— Как люди реагируют на Вас и Ваше увлечение походами по стране?
— Начинают расспрашивать, где побывал, что видал, некоторые помогают. Так, в аэропорту «Депутатский» мне сразу сказали, что у вас в поселке есть несколько туристических групп, и порекомендовали с ними встретиться для обмена впечатлениями и опытом.
А при выходе из поселкового магазина мне встретился ваш местный турист — Володя, хороший парень, провел экскурсию по вашему поселку, а потом привел в редакцию.
На Кавказе мне помогали деньгами, пополняли счет на телефоне или просто давали «наличку», вот уж правду говорят: «Кавказ – широкая душа». А спонсоров у меня нет, я живу и путешествую только на свои, кровно заработанные в музее и на свою пенсию.
Но бывают случаи и очень неприятные. Однажды я «шел» по реке Шилка на весельной лодке, а трое разгильдяев на катере решили почему-то меня утопить. Но не вышло, закончилось все тем, что один выпал за борт, а потом у катера заглох двигатель. А на той реке, да еще и без мотора, и без весел, это страшно, и если им не помогут, то дрейфовать придется очень долго. В общем, чем кончилась эта история для этих охламонов, я интересоваться уже не стал…
Когда ездил в походы на велосипеде, несколько раз меня сбивали машины. После таких «встреч» приходилось и велосипед ремонтировать и велотележку, хотя сам я отделывался парой царапин.
Но в целом ко мне все относятся с пониманием и интересом, хотя встречаются и те, которые считают меня простым бездельником и просто отмахиваются от общения со мной и моего общества.
— Почему считают бездельником?
— Ну, я же не работаю, и всегда в пути. А людям трудно объяснить, что мне почти семьдесят лет, и что я давно свое отработал и нахожусь на пенсии, а все свободное время могу потратить на себя.
— У Вас есть семья?
— Да, два сына, но они не путешествуют по стране, у них своя работа, свои дела и заботы…
В пути и дорога помогает
— Не страшно путешествовать в одиночку, дорога есть дорога, всякое бывает?
— Если говорить откровенно, человек я не очень воцерковленный, но в Бога верю искренне и бесповоротно, и по опыту знаю, что не в обрядах суть и не в мехах и не в золоте, а в вере, которая исходит от самого сердца. Без Бога не будет жизни, и я это осознаю, вот он мне и помогает и случаев Божьей помощи за время моих походов очень много, и именно благодаря своим походам я и уверовал в Бога. В общем, получается так, что в пути мне сама дорога и помогает…
— В тундре или тайге приходилось встречать медведей?
— Бурых медведей за все время своих походов я встречал больше ста раз, и два раза встречал белых.
Бурые медведи не опасны для человека, они сами боятся людей и зря не нападут, и если почувствуют человека, то постараются уйти подальше, ну а если повезет, то даже позволят себя сфотографировать.
Белые медведи — совсем другое дело, эти звери людей не боятся, и встреча с ними ничего хорошего не принесет. Белых медведей я встретил на берегу Восточно-Сибирского моря, в заповеднике «Медвежий остров», но тогда шел дождь и ветер дул с моря, поэтому они меня не увидели и прошли мимо, а так встреча с белым медведем для человека будет последней.
— Подсчитывали, сколько километров прошли за всю жизнь?
-Хожу я по стране уже более 30 лет, и за это время прошел 300 тысяч километров, 175 тысяч непосредственно в походах по самой стране, а 125 тысяч «намотал» по Рязанской области в тренировках и прогулках.
— Планы на будущее строите?
— Все задуманное я уже реализовал; сейчас от п. Депутатский иду до Усть-Куйги, потом в Тикси, а оттуда на Якутск и все, круг замкнулся, последняя тысяча северных километров пройдена, и соответственно возникает вопрос – а что делать дальше? Нужно будет над этим серьёзно подумать…
— Главная цель у любого туриста и путешественника – «привезти» набор впечатлений и эмоций, которые подарят ему воспоминания в будущем. Какая цель Ваших походов?
— Россия — самая интересная страна для любого туриста, что ни область или край, то загадка. У каждого региона есть свои, только ему присущие красоты и достопримечательности. Например, в Рязани – грибы с глазами, а в Тамбове – тамбовские волки, на Урале – наклонная Невьянская башня — и не увидеть это великолепие будет непростительной ошибкой.
Никакие заграничные достопримечательности никогда нам не заменят родных просторов и родных берез, поэтому их нужно ценить и любить, что я и делаю в своих походах. Помните, как поет Михаил Ножкин в одной песне:
Я в весеннем лесу,
Пил березовый сок
С ненаглядной певуньей
В стогу ночевал…
Любовь к родной стране — вот цель моих походов. Но я не путешественник, я обычный землепроходец, ну или, если кратко, «походник». Моя задача скромная — оставить что-либо после себя, след в жизни, нематериальное наследие, чтобы у всех нас была гордость за свою страну.
Но если быть до конца искренним, то если бы не развал Советского Союза, то я бы так и работал инженером-строителем и после выхода на пенсию. У меня много энергии и сил, и моя работа мне нравилась, поэтому я бы и дальше строил города и соединял их дорогами. А так я сам хожу по стране, соединяю города, рассказываю людям о своих походах, и кто знает, возможно, кто-то другой повторит мой опыт и пройдет моим маршрутом, или придумает свой…
— Виктор Иванович, обычно в процессе беседы наши собеседники дают советы и рекомендации. Что бы Вы посоветовали нашим читателям?
— Мои наблюдения в походах говорят о том, что нам, россиянам, совершенно не интересна наша страна, мне очень редко встречались в пути российские путешественники или туристы, большинство — иностранцы. Нужно этот пробел устранить и рассказать россиянам об их же стране, хотя бы потому, что другой у нас нет, и не будет. И это должно быть если не целью в жизни, то хотя бы мотивацией, желанием что-либо сделать в своей жизни и для своей страны. Именно с этой мыслью я и выхожу на свой очередной маршрут…
***
Такой и вышла наша беседа, после этого я помог Виктору Ивановичу упаковать и уложить его рюкзаки на небольшую тележку, в завершении мы обменялись номерами телефонов, и он, помахав на прощание рукой, отправился в путь вслед за своей мечтой, впереди его ждала Усть-Куйга и река Яна…
Когда Виктор Атласов выходил из поселка Депутатский, то пошел дождь, а в народе говорят: «Дождь в дорогу – это к счастью».
А на личной карте нашего «походника» через наш поселок будет проходить черная линия, как отметка о том, что «я здесь был».
Есть люди, которые мечтают что-либо сделать в своей жизни, а есть те, которые воплощают свою мечту в реальность, и следуют за ней, несмотря на все трудности, которые встречаются в пути, и заставляя окружающих тоже к чему-то стремиться, ведь в конце концов, цель в жизни должна быть достигнута, а мечта — исполнена, в противном случае она просто «растворится» в трудовых буднях и повседневных заботах, как туманы на рассвете…
В. Туманов