Реальные планы НКО «Дорога Омолоя»

Газета "Заря Яны"

Многие мои земляки, прочитав статью в районной газете «Заря Яны» от 20.09.2024 г. мне, как автору, задают вполне резонный вопрос: как за счет НКО строить летнюю автодорогу?

Через газету постараюсь коротко, доходчивым образом разъяснить реальные планы созданной НКО.

Единственный сельский населенный пункт с. Хайыр (бог подарил) расположен в 32 км от куларской автодороги с выходом на реку Яну. Такой шанс, к сожалению, другим сельским местностям природа не дала.

Из истории, нас — старшее поколение, многие «умники» упрекают за то, что в расцвет горной добычи при советской власти мы не сделали сельчанам летнюю автодорогу. Аксакалы с. Сайылык на желание строить автодорогу Депутатский – Сайылык отвечали, что «испортят» их девушек. Такое же желание (построить дорогу) было у руководства ГОКа «Куларзолото». Я тогда был главой наслега Хайыр, хотя не был аксакалом, но тоже категорически отказался от предложения с той же формулировкой. Таким образом мы сохранили национальный генофонд и экосистему наших наслежных территорий, хотя остатки антропогенных воздействий видны невооруженным глазом.

Я понимаю сомнения действующего главы Хайыра в данном спорном вопросе. Надеюсь на наши долговременные доброжелательные отношения и прагматическое мышление В.Ю. Сидорина и надеюсь на его поддержку. Тогда дела НКО «Дороги Омолоя» пойдут семимильными шагами.

Первоначально сделаем земельные документы и проектно-сметную документацию. Пользуясь случаем, выражаю благодарность ИП «Ребрун» за первую спонсорскую помощь. Таких патриотов в Омолойском национальном наслеге много.

Отвечаю на вопросы читателей: есть ли реальные планы у данной НКО? В ближайшее время я планирую выезд в Хабаровск. Как Отличник охраны природы РФ рассчитываю попасть на прием к бывшему министру экологии России, ныне зампреду РФ — полномочному представителю Президента РФ по ДФО Юрию Петровичу Трутневу.

Со специалистами Минтранса РС(Я) мы посчитали необходимое количество техники: 2 самосвала КАМАЗ, 2 линейных автопогрузчика и 1 грейдер. Общая стоимость всего — 52 млн. рублей с доставкой в г. Якутск.

В случае положительного решения вопроса в 1 квартале 2025 года можно организовать перегон вышеуказанных транспортных средств в п. Северный (нефтебаза).

Письменно доведу до руководства ДВФО, что по подсчету специалистов, за 60 лет деятельности ГОК «Куларзолото» было выручено огромное количество золота для казны России. При этом в рублях точную цифру назвать сложно (калькулятор сбивается), а в евро — это несколько триллионов.

При этом нарушены колоссальные территории оленьих пастбищ, заилены практически все водоразделы бассейна реки Омолой, места нерестилища и воспроизводства северных рыб – основной источник питания местного населения.

Попрошу совета для строительства автодороги, на какие целевые федеральные арктические программы это возможно сделать. Цена вопроса — примерно 1 млрд рублей. По итогам этих переговоров думаю, что дело сдвинется с «мертвой точки», и, после согласования с федеральными структурами, наконец-то начнется строительство данной дороги.

Как говорится, «дело рук мастера боится». А с помощью талантливых механизаторов и с содействием руководства района в этом перспективном вопросе и всеобщей поддержкой народных масс, я глубоко убежден в том, что в недалеком будущем появятся круглогодичные автодороги в сс. Сайылык и Хайыр. И эти дороги послужат толчком в социально – экономическом развитии всего нашего района.

Иннокентий Никулин, директор НКО «Дорога Омолоя», председатель Совета ветеранов МР  «Усть-Янский улус (район)»

Читайте дальше