Представляем вниманию наших читателей научно-поисковую работу ученицы Юкагирской школы Жанны Петровой, которую она выполнила совместно с научным руководителем, директором Юкагирской СОШ Светланой Пестеревой — «Финский корабль, далее переименованный Петродворец, причаливший на мысе Ванькиной губы», удостоившуюся гранта республиканской педагогической ярмарки.
Научная работа описывает полную историю происхождения корабля, а также раскрывает причины, по которым он оказался брошен поблизости Юкагира. Примечательно, что заброшенным кораблем несколько лет назад интересовалась команда путешественников, возглавляемая Богданом Булычевым, которые посещали Юкагир в 2021 году во время одной из своих экстремальных экспедиций. В общем всем, кто интересуется нашей историей, такая исследовательская работа должна показаться захватывающей.
«Пассажирский пароход «Bore II» был построен для финской судоходной компании Bore в городе Турку и был ей передан 12.12.1938. Почти сразу же «Bore II» был введен в эксплуатацию как пассажирское судно под финским флагом, и уже 05.01.1939 отправился в свой первый рейс по линии Турку (Финляндия) — Стокгольм (Швеция).
Судно обладало невероятным комфортом. Оно было одним из немногих небольших пассажирских судов в мире и первым судном Финляндии, на котором был установлен пассажирский лифт. Предполагалось, что «Bore II» будет перевозить пассажиров во время проведения XII Летних Олимпийских Игр, которые должны были состояться в 1940 году в городе Хельсинки (но не состоялись из-за начавшейся в 1939 году Второй мировой войны).
Судно не принимало участия в боевых действиях Второй мировой войны, поэтому благополучно дожило до ее завершения. Часть торгового флота Финляндии подлежала репарационным требованиям, так пароход «Bore II» попал под советские репарационные требования, и перешёл по репарации к СССР фактически в конце 1944 года, совершив переход из Турку в Ленинград, пароход «Bore II» был официально принят Советским Союзом в качестве военных репараций, и в этот же день судно получило своё новое название — «Петродворец», а его новым портом приписки становится Ленинград. В 1958 году в Ленинграде с него сняли маломощную паровую машину и поставили шведские дизели, очень надежные и мощные. Теплоход, переживший второе рождение, использовался даже для круизов, но в 60-е годы, в связи с поступлением на флот новых современных лайнеров, был передан в Мурманск, где и работал до 1973 года.
Так бывший «финн» оказался на южном побережье Арктики, в море Лаптевых. «Петродворец» доставили на Ванькину губу, близ поселка Юкагир Усть-Янского района Республики Саха (Якутия), и поставили на рейд, где он служил общежитием для добытчиков олова. В связи с нерентабельностью добычи олова теплоход был там брошен и одним бортом сел на мель. В 1981 году зимой с него были сняты клинкеты и во время шторма в конце августа 1981 года во внутрь корпуса судна попало много воды, а машинное отделение было затоплено».
Алексей Вербицкий